Как санкции ЕС скажутся на добыче угля

Запрет Евросоюза на импорт угля из России начал действовать с августа этого года. Известно о нем стало еще в начале апреля, когда был принят пятый пакет санкций против нашей страны. Четыре месяца чиновники ЕС вынужденно дали импортерам российского угля на поиск новых поставщиков и перестройку логистики. Этой же отсрочкой смогли воспользоваться наши угледобывающие компании для перенаправления экспорта и адаптации к новым условиям.
Евгений Епанчинцев/ РИА Новости

Основная проблема в том, что в России центры угледобычи являются основой экономики регионов, градообразующими предприятиями, под которые заточена инфраструктура и от которой зависят другие сферы хозяйства. Причем основной свой доход угледобывающие компании получают именно с экспорта. В Европу в 2021 году мы поставили 50,6 млн тонн угля - чуть менее 23% от всего объема экспорта (223,3 млн тонн). Это не так много, но учитывая географию добычи угля в России и наши транспортные возможности, во многом определяющие направления экспорта, то для некоторых центров угледобычи выпадение этих объемов поставок за границу весьма болезненно.

Как рассказали "РГ" в пресс-службе минэнерго, в регионах, которые помимо стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) направляли объемы добытого угля в страны Евросоюза, сейчас ведется масштабная работа по возможному перераспределению экспортных направлений. Кроме того, прорабатывается возможность вывоза угля на экспорт через порты Черного моря.

В первую очередь эмбарго ЕС коснется Кузбасса, который почти половину своего экспорта угля направлял на запад. Кроме того, в поставках в страны АТР была велика доля Японии, также отказавшейся от закупок российского угля. Повлияет эмбарго ЕС и на угледобывающие предприятия Ростовской области (Донецкий угольный бассейн), а здесь они в массе своей градообразующие, и в меньшей степени - на предприятия в Республике Коми (Печорский угольный бассейн).

Кузбасс, на который приходится чуть более половины российской угледобычи, уже понес потери, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. По данным ЦДУ ТЭК, если в России в целом добыча угля за первые 5 месяцев 2022 года снизилась на 0,4% (до 178,7 млн тонн), то в Кузнецком угольном бассейне она упала на 5,5% (до 92,2 млн тонн). Спад в ближайшие месяцы может ускориться, и причиной тому будет не только эмбарго ЕС, но и недавняя отмена Правил недискриминационного доступа (ПНД), которые ранжировали грузы по приоритетности их перевозок по Восточному полигону. Порядок очередности теперь будут определять "Российские железные дороги" (РЖД), для которых уголь не является самым доходным грузом, отмечает эксперт.

В РЖД подтвердили "РГ", что перевозки каменного угля в западном направлении за 7 месяцев 2022 года снизились на 13% к аналогичному периоду 2021 года и составили 64,2 млн тонн. Экспорт через порты Северо-Запада за 7 месяцев 2022 года снизился на 13,4%.

При этом погрузка угля в юго-западном направлении (учтена в общем объеме погрузки на запад) выросла на 21%, до 23,4 млн тонн - в основном за счёт роста экспортных отправок через порты Азово-Черноморского бассейна.

Причем, как отмечает портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин, если измерять экспорт в деньгах, падение будет еще больше. Потребители российского угля, предвидя санкционные осложнения, требуют большого дисконта к эталонным маркам (до 30%). Кроме того, стоимость морских перевозок выросла кратно: если раньше цена за тонну перевозки в Китай находилась около 30 долларов, то сейчас она может доходить до 100 долларов. Сами перевозчики требуют дополнительную маржу, и за это платит компания, которая отгружает, подчеркивает эксперт.

Сейчас также растут поставки угля в Индию. Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Алексей Калачев, один только индийский рынок угля мог бы по объемам заменить закрытый для России рынок ЕС. Но, к сожалению, не по ценам, так как для того, чтобы закрепиться в этом регионе, нужно предоставлять скидки к ценам Австралии, Индонезии и ЮАР. А транспортное плечо до Индии у наших компаний будет в любом случае гораздо длиннее и дороже, чем до Европы.

Остается внутреннее потребление, но здесь рост пока ограничен, в особенности сейчас, из-за серьезного спада в металлургии, считает инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов.

По мнению Калачева, увеличить внутреннее потребление угля в России довольно проблематично. Энергетика полностью обеспечена углем. К тому же перспективнее развивать энергетику на базе природного газа, которого в стране также избыток. А складировать избыточные запасы угля - не самый лучший вариант и с экономической, и с экологической точек зрения, считает он.

При этом поставки угля на российские электростанции за первые пять месяцев этого года уже выросли на 13,8% (до 37 млн тонн), благодаря чему поставки в целом на внутренний рынок увеличились на 7,6% (до 75,4 млн тонн), отмечает Родионов. Но он согласен, что возможности для перенаправления угля на внутренний рынок весьма ограничены, поскольку угольная генерация не является лидером по темпам ввода новых мощностей.