В ЛНР боевые действия сейчас развиваются в нескольких десятках километров от освобожденной Попасной. Город уже под контролем российских войск, Росгвардии и народной милиции ЛНР. Однако мирная жизнь для местных жителей не наступила до сих пор - подразделения ВСУ, нацбатальоны и иностранные наемники продолжают обстреливать руины города из реактивной артиллерии, гаубиц и минометов. Немногочисленное население вынуждено прятаться по подвалам. Сейчас официально зарегистрированных жителей в городе порядка 180 человек. Есть районы, где живут от двух до шести человек. Город практически весь разрушен, нет воды, света и газа. До начала боевых действий здесь проживало около 20 тысяч человек.
Попасная основана в 1795 году и считается самым крупным узлом обороны ВСУ на Луганщине. Быстрому продвижению войск РФ совместно с НМ ЛНР мешала разветвленная и глубоко эшелонированная система укреплений, выстроенная украинскими войсками под неусыпным контролем западных специалистов. Попасная фактически была превращена в один огромный узел обороны, связанный с небольшими, но хорошо подготовленными к затяжным боям укрепрайонам на его окраинах.
По одну сторону дороги расположились частные дома, по другую вперемешку с разрушенными многоквартирными домами стоят разбитые одноэтажные и двухэтажные кирпичные дома. Чем ближе к центру, тем больше разрушений.
- Нас осталось три человека на окраине, и забирали нас военные. Вывозили скрытыми тропами. Временно переехали к родственникам в Россию. А когда услышали, что Попасную освободили, мы решили вернуться. Украинские военные применяли варварские способы обороны - огневые точки располагали в квартирах и домах мирных жителей, чтобы прятаться за щитом из гражданского населения. В многоэтажных домах проделывались проходы между квартирами для быстрого перемещения автоматчиков, снайперов и гранатометчиков. Танки, минометы и пушки укрывались между жилыми домами. Мы тогда прятались в подвале. У меня квартира полностью с подъездом разрушилась, а у сестры квартира два раза горела. Полностью выгорели все подъезды, есть разрушения дома. Я была председателем этой многоэтажки. Остались ключи от щитовой. Ее не разрушили и это уже хорошо. Вот в ней мы с сестрой и живем, - говорит Надежда Лагутина.
- Нам очень хорошо помогают военные. Приносят еду, воду, грех жаловаться, но все-таки хочется от властей больше получать новостей. Находимся в сплошном информационном неведении. Сейчас вот кухарничаем, жарим картошку и чайник греем. Можем накормить, - подключается к разговору Галина Пухоренкова.
Их небольшая "кухонька" расположилась в подъезде, где складированы дрова. Возле него на улице аккуратно разложен на досках нарезанный хлеб. Как объяснили сестры, это делают для того, чтобы он не испортился. Надеются, что получатся сухари.
Попасная в целом стала городом-призраком, многоэтажки "сияют" разбитыми окнами. Многие здания закоптились от пожаров. Саженые машины уехавших жителей не редкость. Стекла и остатки разбитых кирпичей повсюду. На обваленном от попадания снаряда здании на площадке пятого этажа вырос подсолнух. Некое напоминание о продолжавшейся жизни.
В шестом отдельном казачьем полку имени атамана Платова воюют жители ЛНР. Это бывшие шахтеры, водители, монтажники, слесари, которые пришли на защиту своей малой Родины. Прошли военные сборы и стали рядом с Народной милицией. Правда, их уже не назовешь милицией, скорее военнослужащими. Многие из них воюют несколько лет, а кто-то - год или меньше.
Сегодня у них нестандартная задача: не уничтожать противника, а помочь донести до него информацию о прекращении огня и сдачи в плен. Сейчас войска ВСУ оказались зажатыми в городе Золотое между войсками Народной милиции ЛНР и их союзниками.
Заряды, выпущенные из 122-мм самоходной артиллерийской гаубицы "Гвоздика", наносят противнику не физический, а моральный урон: их начинка - листовки, призывающие ВСУ сложить оружие.
На подобных снарядах взрыватель установлен таким образом, чтобы они взрывались в воздухе. Тогда листовки, которых внутри, их можно уложить в снаряд до одной тысячи пятьсот штук, разлетятся на большое расстояние. В них содержится подробная информация о процедуре сдачи оружия и гарантии безопасности тем, кто решит добровольно сдаться.
Самоходная артиллерийская установка "Гвоздика" еще ни разу не подводила луганчан. Задачи огневой поддержки выполняет исправно, а работа экипажей слаженная.
Старший наводчик рядовой с позывным Пила воюет в составе НМ ЛНР с прошлого года. Уже и не вспомнит, сколько раз стреляло его орудие, но готов продолжать заряжать снаряды до тех пор, пока это будет необходимо.
- Мы даем последнее предупреждение военнослужащим ВСУ сдаться. Если они не прислушаются, мы заменим красные агитационные снаряды на боевые, и тогда они уже не успеют написать домой прощальные письма, - отметил артиллерист. - Те военнослужащие ВСУ, что воспользуются инструкцией и сдадутся, имеют куда больше шансов вернуться домой живыми. Мы будем воевать до победного конца. До начала военной специальной операции я работал на пилораме. Пошел по призыву добровольцем, чтобы защитить свой дом и мирных жителей от враждебной нам националистической политики, которую развязали Киевские власти.
Заместитель командира взвода сержант с позывным Влад считает, что сейчас выпущенный красный снаряд, разорвавшийся в воздухе и осыпавший противника градом листовок, может нанести гораздо больший урон. Враг, оставивший Лисичанск, Северодонецк, Попасную отступает, он деморализован.
- В них подробно написано, как покинуть огневые позиции и выйти из района боевых действий к позициям российской армии и ополченцам ДНР и ЛНР, избежать уголовной ответственности, - рассказывает Влад. Он добавил, что всем сложившим оружие украинским военным гарантировано сохранение жизни и медицинская помощь, а также предоставляется возможность связаться с родными. Также он добавил, что служит уже год, прошел обучение и был направлен в артиллерию. Будет верен присяге и готов, не смотря на все трудности, бить врага, пока он не будет побежден. Готов со своим дивизионом дойти до Киева, а если понадобится - и до Львова. Он напомнил, что уже так поступили 36 бригада морской пехоты, 501 первый батальон морской пехоты и полк "Азов" (признан террористической организацией и запрещен на территории РФ), 115 бригада теробороны и 56 мотопехотная бригада, а также еще более 5000 украинских военнослужащих.
По словам Влада ведение боевых действий сильно отличаются от мирных учений, пусть даже самых сложных. Здесь все действия практически доведены до автоматизма. Работать расчетам САУ "Гвоздика" очень непросто. Приходится играть в шахматную партию или в игру "кошки-мышки". Подготовка к стрельбе не более 10 минут - это выставка артиллерийской буссоли ПАБ-2М, получение координат и их ввод. Затем залп, смена позиции, перезарядка и снова залп. И такая карусель может идти днем и ночью. Противник не скупится на "ответки", если вовремя не уложился, можешь попасть под ответный ракетный или артиллерийский залп. Это касается и тех, кто выезжает с нами на позиции. Скапливаться и оставлять машины на открытой местности нельзя.
Охота за нами со стороны ВСУ ведется постоянно. С беспилотников пытаются отследить. Но мы уже научены. Маскировка и постоянные перекаты выручают. У нас есть нормативы - по скорости заряжания, выхода на цель, залпа. Сейчас наступило время беспилотников и артиллерии. Меньше потерь и легче противника деморализовать. А еще военные отмечают: работу артиллериста можно сравнить с игрой в русскую рулетку: повезет - не повезет, засекут - не засекут, накроют - не накроют. При этом излишняя спешка тоже строго противопоказана.