Вышла книга о самом влиятельном музыканте современности

Изобретатель новых стилей, мистификатор, модник и авантюрист - именно Дэвид Боуи придумал и глэм-рок, и загадочного космического пришельца Ziggy, которого так уверенно запустил в повседневную жизнь, что миллионы людей сразу в него поверили, а потом, не смущаясь и следующего персонажа - Aladdine Sane. И продолжил создавать новых персонажей (например, Человека-Слона), музыкальные стили, идеи,форматы… Порой - уходил со сцены в пантомиму, чаще - в кино, снимаясь то с Катрин Денев, то с Робертом де Ниро, реже - на подиум, работая над модой с японскими дизайнерами. И, пожалуй, единственное, что не успел Дэвид Боуи, признанный экспертами международного издания New Musical Express "самым влиятельным музыкантом ХХ века", это написать о себе книгу.
AP Photo/Stephen Chernin

Наверняка, она получилась бы такой поучительной, событийной, ироничной, как и он сам, заявивший в одном из интервью, что он "сделан таким образом, что в любой ситуации ищу хотя бы проблески света в конце туннеля"… Зато его бывшие жены, друзья, музыканты постоянно старались - чаще, чем о Боуи, писали только о Beatles и Джоне Ленноне. Теперь этот лестный рекорд дополнила книга профессора и историка культуры Франка Келлетера "Краткая история David Bowie", самым предсказуемым и скучным в которой оказалось только это бесхитростное название.

Да, кажется, что писать о Дэвиде Боуи просто: он всегда был на виду. Жил азартно - многие думали, что его любимый литературный герой Остап Бендер (в отличие от большинства звезд певец вообще был очень начитан - его альбом Diamond Dogs, например, был полностью построен на романе Оруэлла "1984"). Да и увлеченность все новыми проектами и авантюрами у него тоже были запредельными. Он мог переехать в другой город ради поиска нового вдохновения, мог ввязаться в проект типа Tin Machine, зная, что у него есть инвесторы. Но чаще не ради денег, а оттого, надеясь на новый заработок у поклонников тяжелого рока. Не всегда ради денег, чаще - из-за того, что Дэвиду все быстро надоедало. Также быстро надоело читать книги о себе - к 1995 году их вышло уже 37…

"Я сломался на четвертой или пятой, поняв, что мои бывшие женщины и коллеги делают карьеру на мой счет", - рассказывал Боуи. К 2022 году книг о нем вышло уже около пятидесяти. Даже о его друге - Джоне Ленноне написано меньше - чуть за 30…

Но на самом деле, писать именно о них двоих, особенно трудно. Да, много приключений, вечеринок, концертов, как у всех звезд. Но при этом у Боуи и Леннона была очень насыщенная, полная сомнений, смятений, идей и внутренняя жизнь, может, куда более интересная и влекущая умных читателей. Докопаться, понять ее сложно людям посторонним. Прежде это никому не удавалось, приблизился к гениям разве что Фред Симан, регулярно общавшийся с экс-битлом 18 месяцев и написавший об этом "Последние дни Джона Леннона"… Ведь рассказывать о Джоне и Дэвиде в духе: "поехал на гастроли", "вчера опять выпили" - как об условном Оззи Осборне - нелепо, недооценивающее и обидно…

Вот и у профессора Келлетера, увы, не очень получилось. Хотя он и пошел необычным путем. Рассказывал в книге попутно и о себе - о том, как в 12 лет впервые купил альбом Боуи. Поэтому это, по сути, фанфик - фанатская книга. Смешение диссертации, дайджеста прессы, личного дневника и коллекции фраз артиста разных лет, чем собственно она и ценна.

Но если вы продеретесь сквозь массу любимых автором затянутых предложений и не забудете то, что было в их начале - типичная среди фраз такая: "Очевидно, что лежащий в основе произведения художественный замысел уже не связан с используемым ранее материалом, а скорее является результатом процесса наработки креативной практики" (переводу этой книги требуется еще один переводчик с русского на русский), то получите удовольствие от этой "Краткой истории". От обилия в ней текстов песен, цитат из газет и собрания редких фото и мнений современников…

Труд будет нелегкий. Но ведь и сам Дэвид Боуи не искал в искусстве простых идей и банального выражения мыслей. Такой получилась и книга о нем самом…