Поделиться

Какие железнодорожные профессии станут самыми востребованными в будущем

В июле нынешнего года впервые за всю историю железнодорожного сообщения в стране женщина стала машинистом поезда дальнего следования.
Пресс-служба ОЖД

Оксана Соколова закончила обучение и успешно сдала экзамен на право управления локомотивом. Пока она проходит практику в сопровождении опытного наставника и водит составы на участке Екатеринбург – Дружинино. После трехмесячной стажировки приступит к самостоятельной работе.

Интересно, что новоиспеченный машинист - вовсе не вчерашняя школьница, которая выбрала профессию на старте своего карьерного пути. На железную дорогу она попала уже в зрелом возрасте, пройдя обучение сначала по специальности «помощник машиниста», а позже – «машинист электровоза».

В современных реалиях готовность к изменениям, к обновлению профессионального багажа, приобретению новых навыков и наработке более востребованных компетенций становится ярко выраженным трендом. Рынок профессий сегодня меняется как никогда быстро. А развитие технологий еще больше ускоряет «устаревание» тех или иных видов человеческой деятельности.

Согласно известному «Атласу новых профессий», к 2030 году должны практически исчезнуть такие специальности, как почтальон, синоптик, секретарь, библиотекарь, переводчик. Их функционал постепенно перейдет в «цифру» или вовсе не будет востребован.

Если говорить о железнодорожной отрасли, то в ней на сегодняшний день насчитывается ни много ни мало полторы тысячи профессий. И среди тех, которые рискуют исчезнуть в первую очередь, могут стать логист и диспетчер. Как поясняют эксперты, транспортная инфраструктура становится все более сложной, растут грузопотоки и пассажиропотоки, да и требования пользователей к качеству и скорости становятся выше. Регулировать такой объем задач человеку все труднее.

На смену приходят автоматизированные системы управления с возможностью спутникового мониторинга, интеллектуальные программы разработки маршрутов. Таким образом, участие человека на этих производственных участках будет необходимо только при возникновении нештатных, сложных ситуаций.

– Уже в недалеком будущем мы сможем перейти на автоматизированное управление поездами, – говорит генеральный директор Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. – Значит, часть функций, которые выполняют сегодня диспетчеры и дежурные по станции, будут переданы интеллектуальным системам. И это, кстати, увеличит правильность принимаемых решений, поскольку у автомата она гораздо выше, чем у человека.

По его словам, на некоторых участках железной дороги уже вполне успешно применяется алгоритм автоведения поездов. К примеру, на станции Лужская и Московском центральном кольце.

– Может, не завтра, но послезавтра будет уже не так сильно востребована даже профессия машиниста, которая считалась одной из самых основных на железной дороге, – говорит он. – Понятно, что полностью от человеческого труда мы в этой сфере не откажемся, но применения автоматизированных систем здесь будет больше. Скорее всего будут замещаться и осмотрщики пути. Потому что уже сейчас на железной дороге работает система, позволяющая в режиме онлайн контролировать техническое состояние путей и изменение их состояния. Причем система «видит» намного больше, чем физически может зафиксировать реальный осмотрщик.

А вот первыми среди давних железнодорожных профессий, которые заменить автоматами и роботами окажется довольно сложно, числится специальность проводника в пассажирском поезде. По мнению экспертов, к этому не готово ни само общество, ни сами создатели высоких технологий. У них пока нет системных решений, которые позволили бы провести такую замену.

Вообще, будущее отрасли во многом зависит от высоких цифровых технологий и новых креативно-инженерных решений. Потребность в профессионалах высокого инженерного уровня с каждым годом растет во многих направлениях транспортной сферы. И железная дорога здесь не исключение.

По данным крупнейшей рекрутинговой платформы hh.ru, с начала нынешнего года прирост вакансий в транспортной отрасли составил 17 процентов. При этом наиболее востребованы у работодателей специалисты в сфере облачных ИТ-решений в логистике.

– Участники рынка осознали острую необходимость использования различных сервисов оптимизации логистики, — говорит основатель IT-платформы для грузоперевозок Loginet Герман Раскин. – Это привело к повышенному спросу на IT-специалистов конкретного направления.

В целом это, конечно, относится не только к логистике. Востребованы специалисты, которые так или иначе связаны с управлением автоматизированными системами управления, проектировщики автоматизированных систем, разработчики бизнес-моделей и информационных технологий. По мнению Павла Иванкина, уклон в востребованности в IT-специалистах, конечно, выражен сейчас очень сильно. Но в этом вопросе важно не только их наличие.

– Сегодня в сфере железнодорожных перевозок, как и в любой технологический сфере, есть одна большая проблема, – говорит он. – У нас очень много хороших технологов, но они не айтишники. Есть и хорошие айтишники, но они не технологи. И главный вопрос – вот в этой смычке двух направлений. И проблема эта, конечно, требует быстрого решения.

От того, насколько правильно в автоматизированных системах будут отражены все технологические процессы и насколько технологи будут готовы погрузиться в IT-процессы и сами позволят айтишникам отобразить все сложности технологических вопросов, будет зависеть завтрашний день. Будет понятно, насколько действующие алгоритмы эффективны и функциональны.

По мнению экспертов, сегодня РЖД делает большой прорыв в сфере квантовых коммуникаций. Речь идет о технологиях ускорения обмена данными, о повышении защищенности обмена этими данными и о повышении уровня информационной безопасности.

IT-технологии уже в ближайшем будущем решать вопросы цифровизации испытаний с помощью цифровых моделей, тем самым расширяя варианты сценариев при проведении испытаний. Это тоже позволит находить более качественные технические решения, которые в дальнейшем могут быть использованы в железнодорожной сфере.

Если же говорить о более отдаленном будущем, то, как предполагают составители «Атласа новых профессий», в сфере железнодорожного транспорта не обойтись без специалистов с уклоном в программирование и интеллектуальные системы. Интеллектуальные системы вообще становятся неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры.

В мире уже есть поезда на магнитной левитации (маглевы), которые передвигаются за счет электромагнитного поля. Они не соприкасаются с землей, благодаря чему не теряют скорости из-за трения и могут разгоняться до 600 километров в час. Поезда, работающие на проложенных под колеей мощных магнитах, уже есть в Китае, Японии и Южной Корее. Япония также планирует к 2027 году запустить линию магнитнолевитационной железной дороги, которая свяжет Токио, Нагою и Осаку.

Российские железные дороги тоже нуждаются в проектировщиках высокоскоростных путей, транспортных развязок и станций. Очень скоро в массовом порядке будет востребованным специалист по модернизации транспортной системы, который сможет планировать и внедрять наиболее современные технические решения в уже существующую транспортную систему. В его обязанности будут входить цифровизация системы, перевод транспорта на более экологичное топливо, внедрение систем видеокамер и датчиков и т. д.

Еще одна специальность будущего – оператор-аналитик транспортных решений. Специалист, который формирует и собирает общую транспортную карту, используя информацию, полученную от искусственного интеллекта. Такой профессионал должен одновременно ориентироваться в разных транспортных сетях, уметь работать с большими данными и иметь развитые коммуникативные навыки, чтобы при случае разрешить кризисные ситуации.

Востребованными окажутся инженеры по безопасности транспортной сети, разработчики телематических бортовых устройств, архитектор интеллектуальных систем управления. Словом, выбор большой. Важно еще успевать быстро перестраиваться и, как первая в стране женщина – машинист поездов дальнего следования Оксана Соколова, суметь вовремя получить нужные профессиональные знания и навыки.