Поделиться

На надежных рельсах: Бригадир железнодорожного пути рассказал о своей работе

От состояния путей на железной дороге зависит абсолютно все. Именно поэтому за каждым километром железнодорожных трасс закреплены бригады монтеров путей. Иногда их еще называют путейцами. Именно они следят за состоянием рельсов и исправляют неисправности. О том, как работают путейцы на Октябрьской железной дороге, рассказал "РГ" бригадир железнодорожного пути ПЧ-10 Михаил Кузнецов.
Святослав Акимов/РГ

О бригаде и стабильности

- В следующем году исполнится 30 лет, как я работаю на железной дороге. Признаюсь, не думал, что так получится. Я работал в Оптическом институте имени Вавилова, у меня только что родился сын. На дворе стоял 1993 год, мне едва исполнилось 24. Сами помните, какое это было время. Больше всего хотелось стабильности. Мне тогда посоветовали идти на железную дорогу, сказали, что там достойная зарплата, нет задержек. Для меня тогда остальное было совсем неважным, я сразу пошел на собеседование. С тех пор 29 лет работаю на железной дороге, не жалею.

Меня приняли на работу монтером пути в ПЧ-10. Это участок Главной станции Петербурга. Проще говоря, в мою зону ответственности входит двухкилометровый участок путей за Московским вокзалом. Первое время мне все время снился стук колес. Потом привык. Мне понравилась работа. В 1999 году я окончил курсы в учебном центре РЖД на Днепропетровской улице, и меня повысили до бригадира железнодорожного пути.

В моей бригаде шесть человек. Мы прекрасно сработались. У нас пятидневка, рабочий день начинается в 8.00.

Об участке

Моя бригада обслуживает два километра путей начиная от перронов Московского вокзала, откуда отправляются поезда, и примерно до станции Навалочная. Это называется линейным участком.

Участок у нас хороший. Каких-то нештатных ситуаций практически не происходит, весь ремонт - плановый. У нас есть несколько планов: ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежегодные.

Формируются они так. За состоянием путей следят контролеры. В случае выявления неисправности они передают данные мастерам, а те в свою очередь верстают планы и передают их нам. Мы устраняем неисправности в рамках статьи "текущее содержание".

Когда вы подъезжаете на поезде к Московскому вокзалу, то можете увидеть настоящее кружево из путей: они пересекаются самым причудливым образом. Это дает поездам много возможностей для маневра, ведь рельсы ведут не только к перронам, но и к локациям, где составы ждут своего часа. Вот в местах этих пересечений чаще всего и выявляются неисправности. Обычно мы их исправляем за три часа. Но по инструкции, если неисправность серьезная, то на этом участке могут или ограничить скорость, или закрыть движение вообще. Такие случаи за все годы работы можно по пальцам перечесть. Как правило, все неисправности незначительные, мы быстро приводим все в порядок, наши работы никак не влияют на расписание поездов.

К слову, некоторые дефекты путей, наверное, ощутил на себе каждый, кто часто ездит в поезде. Если вы чувствуете, что вагон "качает", то это тоже неисправность путей. Некритическая, но ее тоже исправляют.

В художественных фильмах для пущего драматизма часто показывают, как надвое ломаются рельсы и главные герои спасают поезд от крушения. Так вот, в жизни такого не бывает. Конечно, в теории рельс может сломаться из-за нагрузки, но задолго до того, как это произойдет, неисправный участок выявят и заменят конструкцию.

О вандалах

У нас участок практически полностью находится под видеонаблюдением. Да и территория огорожена. С Московского вокзала выйти на пути технически невозможно.

Но когда отходишь чуть дальше, на кирпичных ограждениях или на мостах можно видеть так называемые граффити. Кто-то, может, и называет это искусством, но по мне так это вандализм. Сами эти, с позволения сказать, художники днем на участке не появляются. В основном ночью. Их гоняет охрана. Проблема не только в том, что они создают произведения крайне сомнительной художественной ценности, железнодорожные пути - это опасное место. Здесь нельзя находиться посторонним, у нас тут "Сапсаны" ходят и вообще движение интенсивное.

Несколько лет назад за Московским вокзалом построили новый жилой квартал. От железной дороги он отделен забором. Но все равно иногда бывает, что новоселы каким-то образом проникают на пути, как правило, это происходит случайно. Люди пытаются найти короткий путь, например до магазина. Мы подсказываем, как уйти из опасной зоны. Но через железную дорогу путь не сократить.

На Московский вокзал приходят только пассажирские поезда. Все грузовые составы не доезжают дальше Сортировочной.

О звездах

Самое удивительное в моей работе - это то, что я вижу кинозвезд и известных певцов.

Дело в том, что звезды приезжают в Петербург на концерты и творческие встречи утренними поездами. Часто бывает, что я выхожу на смену, а тут известные артисты на "Красной стреле" приехали. Проходят буквально в метре-полутора от меня. Я, конечно, за автографами не подхожу, у них свои дела, а у меня - свои.

Историческая справка

Служба пути на железной дороге существует с XIX века. В ее задачи входили содержание и ремонт верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений, а также зданий. Все эти задачи выполняли дорожные рабочие и мостовые слесари. А за порядком на территории следили сторожа.

Группой, занимающейся текущим содержанием железнодорожного пути, руководил старший дорожный рабочий, которого также называли артельным старостой. Артельный староста подчинялся дорожному мастеру.

Каждое утро он был обязан лично осматривать закрепленный за ним участок пути. Рекомендовалось также повторно осматривать этот участок вечером. При осмотре требовалось тщательно следить за состоянием рельсов, шпал, откосов земляного полотна, а также дорожных сооружений. При обнаружении каких-либо неисправностей следовало отмечать такие места и затем при помощи дорожных рабочих производить ремонт.

По возможности все неисправности требовалось устранить до вечернего окончания работ. В тех случаях, когда это оказывалось невозможным, старший дорожный рабочий был обязан оградить место поломки. На ночь на не отремонтированном участке оставляли дежурного. Он уходил со своего поста, лишь когда работы возобновлялись.

При исполнении своих обязанностей старший дорожный рабочий имел при себе ручные сигналы, запас петард, расписание поездов и карманные часы.

На линиях широкой колеи в дорожную артель входило как минимум три человека, не считая старшего рабочего. На узкоколейных линиях допускалась укомплектовывать артель лишь двумя рабочими. При необходимости состав дорожной артели мог быть увеличен. Рабочие артели были обязаны "беспрекословно повиноваться старшему рабочему". Оборудование каждой артели должно было состоять не менее чем из одного молотка, ключа и путевого шаблона.

В воскресенье и праздничные дни артель выходила на работы в половинном составе, другая часть артели отдыхала. В такие дни выполнялись лишь самые неотложные работы.

Для проживания старших артельных рабочих и их артелей, а также сторожей на перегонах строились линейные путевые здания: казармы, полуказармы и сторожевые дома.

Справка подготовлена Музеем железных дорог России.