Поделиться

    Надежность и комфорт: Что главное в работе проводника на "Красной стреле"

    Каждый день в 23.55 из Санкт-Петербурга в Москву уходит поезд № 001, широко известный как "Красная стрела". Это самый первый фирменный поезд в нашей стране, в прошлом году ему исполнилось 90 лет. Конечно, за это время несколько раз менялись вагоны, сейчас поезд оборудован самой современной техникой. Но одно осталось неизменным: "Красная стрела" - это необычный поезд, и пассажиры относятся к нему по-особенному. О том, как работается на "Красной стреле", рассказала "РГ" проводник поезда Галина Евсеева.
    Святослав Акимов/РГ

    О профессии

    Я из железнодорожной династии. Моя мама работала проводником. В детстве каждый год мы с братом ездили на море. Обязательно поездом. В дороге мама рассказывала про станции, про перроны, как там все устроено. Мы было очень интересно!

    Когда пришло время выбирать профессию, у меня даже мыслей не было пойти в другую сферу, только на железную дорогу!

    Я родом из Белоруссии, из города Могилева. Отучилась в техникуме, устроилась проводником. Мой первый маршрут - Могилев - Минск. Мне достался сидячий вагон.

    Конечно, в техникуме нас учили, как проверять документы, сверять билеты. Но в первый раз, когда я зашла в вагон, мне было так страшно, даже коленки дрожали. А потом я проверила документы у трех пассажиров - и как-то сразу появилась уверенность, все стало легко.

    Шесть лет назад я переехала в Санкт-Петербург и устроилась проводником на поезд "Красная стрела".

    О поезде

    Хотя сам поезд официально отметил 91-летие, вагоны "Красной стрелы" новые, выпущены в 2006 году. Шифром 001 обозначают маршрут Санкт-Петербург - Москва. А рейс 002 - обратный - Москва - Санкт-Петербург. То есть по Октябрьской железной дороге курсирует два поезда "Красная стрела".

    Время в пути - 8 часов. В 23.55 поезд отходит с платформы, в 7.55 - прибывает. Расписание не меняется на протяжении десятилетий.

    В "Красной стреле" нет плацкартных вагонов. Купе тоже особенные. Если в обычном поезде 36 купейных мест, у нас - 32. А самих купе не девять, а восемь, и они немного просторнее, чем в обычном поезде.

    Фото: Святослав Акимов/РГ

    Другое заметное отличие - у нас нет титана. Горячую воду мы кипятим в обычных электрочайниках. Как и в большинстве поездов, можем сварить пассажирам натуральный кофе.

    В стоимость билета включен завтрак. Сразу после отправления поезда пассажирам предлагаются варианты меню. С 6.45 из вагона-ресторана начинают разносить горячее питание.

    А еще у нас в поезде есть мини-офис, оборудованный всей необходимой техникой: сканером, ксероксом, принтером. Часто бывает так, что пассажир забыл распечатать какой-то важный документ. Он может это сделать в мини-офисе.

    О пассажирах

    Пожалуй, каждый второй пассажир "Красной стрелы" - это командированный. Для деловых поездок рейс очень удобный. У пассажира есть возможность хорошо выспаться и прибыть в город прямо к началу рабочего дня.

    Также очень активно на "Красной стреле" ездят туристы, в том числе и иностранные. Им тоже удобно: погуляли до самого вечера по Петербургу, посмотрели достопримечательности на Невском проспекте, зашли на Московский вокзал, сели в поезд, легли спать и утром уже в Москве.

    Второй фактор, который привлекает туристов, - это сам бренд "Красной стрелы". После посадки люди активно фотографируют интерьеры, записывают сторис, иногда просят сделать с ними селфи. Я не отказываю.

    Вообще, когда устраиваешься проводником, нужно знать как минимум один иностранный язык - английский. Он необходим для того, чтобы объясниться с иностранными туристами. Так получилось, что английский я в свое время освоила сама, а в школе выучила французский. Еще немного говорю по-турецки. Поэтому с иностранцами найти общий язык для меня не проблема.

    Правда, не все приезжающие в Россию иностранцы говорят на английском. Например, китайские туристы его не знают и по-русски не разговаривают. Но они прибывают организованными группами, с ними ездит переводчик.

    О звездах

    Конечно, среди наших пассажиров много известных артистов. Многие ездят очень часто и уже нас узнают, иногда проходят через весь поезд, чтобы поздороваться. Это очень приятно.

    Звезд на вокзале провожают поклонники. До самой посадки артисты фотографируются и раздают автографы. Но, к счастью, когда наши знаменитые пассажиры заходят в поезд, поклонники за ними не следуют.

    Мы к звездным пассажирам относимся точно так же, как и ко всем остальным: проверяем документы, приносим кофе. И сами известные артисты ведут себя очень интеллигентно. Бывает, что актеры или певцы рассказывают нам что-то о концертах, делятся творческими планами. Но мы сами их не расспрашиваем, наша задача как проводников - обеспечить безопасную и комфортную поездку.

    О рабочих задачах

    У меня график восемь через восемь. То есть я восемь суток работаю на "Красной стреле", а затем столько же дней - дома. В день отправления поезда я приезжаю на вокзал за четыре-пять часов. Моя задача - подготовить вагон. Я застилаю постели, сервирую стол.

    Затем для всех, кто работает на рейсе, начальник поезда проводит планерку.

    За час до отправления все проводники уже готовы к приему пассажиров.

    Это на поездах дальнего следования, которые в пути несколько дней, в вагоне работают двое проводников. У нас на "Красной стреле" по одному проводнику на вагон.

    Билеты мы проверяем при посадке в поезд, а также после отправления. Если у пассажира поездка совпала с днем рождения, это высвечивается на терминале. Я лично всегда в таких случаях людей поздравляю.

    Бывает такое, что едет человек в свой день рождения в командировку, ему грустно, настроения нет, потому что хотел провести этот день с семьей или друзьями. А тут я ему: "С днем рождения, уважаемый, счастья вам и здоровья". И человек прямо расцветает. Многие удивляются, а как мы догадались. Но ведь при покупке билета вписываешь и дату рождения. Так и узнаем.

    Еще поздравляем девушек с Международным женским днем, дарим шоколадки. А на Новый год через динамики всех поздравляет начальник поезда.

    После того как поезд прибывает на конечную станцию, я осматриваю вагон. Если кто-то забыл вещи, сообщаю об этом начальнику поезда. Пассажирам в таких случаях нужно написать электронную заявку на сайте РЖД. Нужно будет указать дату поездки и написать, какая вещь была забыта.

    После рейса я иду отсыпаться, потом у меня есть несколько часов свободного времени до следующего поезда.

    О стандартах и сердитых пассажирах

    Мы регулярно проходим аттестацию, часто она совмещена с обучением. Например, на занятиях с психологами нас учат, как быть, если пассажир ведет себя агрессивно, как его успокоить. В принципе, если человека что-то не устраивает в поездке, он может сообщить об этом начальнику поезда. В вагонах даже есть визитки с его номером телефона. И сам начальник поезда может подойти в вагон в любой момент. Но чаще всего бывает, что у человека был просто плохой день и пассажир к нам никаких претензий не имеет. К счастью, каких-то негативных моментов очень мало. В основном люди у нас едут с хорошим настроением. Они мне улыбаются, я - им. Так и едем с улыбкой от Питера до Москвы.

    Историческая справка

    Изначально проводников в пассажирских поездах называли кондукторами.

    До революции самые комфортабельные поездки на регулярных рейсах были в вагонах Международного общества спальных вагонов. Эта частная компания имела собственный парк вагонов и выполняла пассажирские перевозки по железным дорогам Европы, Турции, России и Китая. Особым удобствами и роскошью отделки отличались экспрессы, курсировавшие в начале ХХ века между Москвой и Иркутском.

    В обязанности кондукторов вагонов этих поездов входила ежедневная уборка купе, также они следили за чистотой коридора. По утрам кондукторы по желанию пассажиров могли выполнять услуги по чистке их одежды и обуви.

    Проводники в конце XIX - начале XX веков. Фото: Пресс-служба Музея истории железных дорог России

    Кроме кондукторов, в поездах Международного общества работали чистильщики, они топили котлы, убирали пыль и мусор в тамбурах и переходных гармониках, соединявших вагоны, и поддерживали чистоту в вагоне-ресторане, также принадлежавшем Международному обществу.

    Кондукторы, как и другой поездной персонал, подчинялись заведующему поезда. Так в Международном обществе именовали начальника поезда. Кондукторы, работавшие в Сибирских поездах, должны были уметь читать и писать на русском языке, и, кроме того, им требовалось знать по меньшей мере один иностранный язык. Данное требование было вызвано тем, что в те времена Сибирскими поездами пользовались состоятельные иностранцы, путешествовавшие из Западной Европы на Дальний Восток.

    Историческая справка подготовлена Музеем железных дорог России.

    Поделиться