- Я работаю на Октябрьской железной дороге уже десять лет. Когда устраивалась, проходила двухнедельную стажировку. В основном рассказывали, как обращаться с кассой, инструктировали насчет соблюдения техники безопасности и поведения в нештатных ситуациях.
Работаю я на маршруте Санкт-Петербург - Луга. Первая электричка уходит из Луги в 4.11. В это время я, как правило, и заступаю на смену. Но вообще график у нас очень скользящий. Число электричек меняется в зависимости от времени года. Поэтому иногда рабочий день начинается и в семь-восемь утра. Домой я попадаю после смены в 19-20 часов, а иногда и ночью.
У нас на Октябрьской железной дороге действуют очень строгие правила: при любых признаках простуды сотрудник отправляется на больничный. Соответственно, если кто-то заболел, то остальные подменяют. Иногда смены бывают два дня через два, иногда - четыре через два. Но, спасибо инструкторам, даже когда много коллег находится на больничном, они стараются составить график так, чтобы оставалось время отдохнуть после смены.
Как только двери закрылись и электропоезд тронулся, мы сразу начинаем проверку проездных документов. В электричке восемь вагонов, в составе два контролера-кассира. У каждого из нас по четыре вагона. На каждой станции кто-то заходит, кто-то выходит. Соответственно, после каждой остановки мы проверяем билеты у вновь вошедших. Электричка находится в пути чуть более двух часов, проезжает через 25 станций. Но это не значит, что у пассажира, который едет от Петербурга до Луги, мы 25 раз проверяем билеты. Каким-то образом мы запоминаем пассажиров. Не всех, конечно, и не всегда, можем в пути следования два раза подойти к одному человеку, но, не 25. Помним, у кого короткие билеты.
Когда я проверила проездные документы у всех пассажиров, у меня остается немного свободного времени до следующей станции. В это время я обычно заполняю журнал, записываю информацию о количестве пассажиров и какие-то ситуации, требующие внимания, например, если мы видим детей, которые едут без сопровождающих.
Часто родители отправляют детей летом на дачу к бабушке. Причем ребята едут на электричке одни.
Когда я вижу таких детей, то всегда прошу их при мне позвонить бабушке или к кому они там едут. Мне передают трубку, я уточняю, что ребенок находится в поезде, называю номер вагона, говорю, когда ожидается прибытие на станцию. Обычно бабушки и дедушки очень ответственно относятся к таким поездкам. Часто бывает, что мы только отъехали от Балтийского вокзала, а они уже ждут внуков на платформе, хотя электричка только часа через полтора подойдет.
Но все равно я слежу, чтобы дети вышли на своей станции, провожаю их взглядом, точно ли их встретили, не уходят ли они с платформы одни. Пока, к счастью, все хорошо, каких-то проблемных ситуаций не было.
Летом у нас много дачников. Часто бывает такое, что пожилой человек перетрудился на грядках, сел в поезд и ему стало плохо, давление, например, скакнуло. В таком случае мы связываемся с машинистом. Он по громкой связи спрашивает, есть ли в поезде врач, и просит медработника пройти в вагон, где находится пассажир. В это же время вызывается скорая, так что на ближайшей станции человека уже ждет медицинская бригада.
Бывают и травмы. Это, конечно, не в самом поезде происходит, а, например, когда человек бежит к платформе, чтобы успеть на электричку, и падает. Уже в вагоне люди видят, что у них разбиты коленки. В таких случаях мы, естественно, скорую не вызываем, но помощь оказываем. В каждом поезде есть аптечка. Помощник машиниста ее приносит, так что пострадавшему накладывают повязку.
Примерно 30 процентов пассажиров заходят в вагон без билета. В большинстве случаев на это есть объективные причины. У нас на пути следования есть станции без кассы. Бывает и такое, что люди сильно торопятся и не успевают купить билет. Соответственно, проездные документы они приобретают у нас.
Доля безналичного расчета растет с каждым годом. У нас не на всем маршруте хорошее интернет-покрытие. А для банковских терминалов оно необходимо. Мы такие участки уже хорошо знаем. Поэтому если пассажир хочет расплатиться картой, то просим подождать его несколько минут, когда связь появится, потом обилечиваем.
Также многие пассажиры сейчас покупают билеты через приложение. Это очень удобно. Проверить билет мы можем даже в зонах, где интернет не ловит. А сам пассажир имеет возможность купить билет, в том числе и от станции без кассы.
Бывает такое, что пассажиры приобретают билеты не на тот поезд. Например, однажды один мужчина хотел купить билет до станции Сиверская, а в терминале выбрал станцию Сергиево. Это выяснилось, уже когда он сел в поезд. Я вначале предположила, что он сел не на ту электричку, пассажир тогда, помню, возмутился и заявил, что ему надо на Сиверскую. Он сам потом с удивлением смотрел на свой билет, говорил, что не понимает, как так получилось.
В таких ситуациях алгоритм один - купить новый билет, ведь имеющийся - недействителен.
Если пассажир сел не на ту электричку, то он выходит на следующей станции. Но билет до нее он все равно должен купить. То же самое бывает, если человек проспал. Это на поездах дальнего следования проводник будит пассажиров, у нас такой обязанности нет. Хотя, конечно, случается, что я бужу пассажиров, которых хорошо знаю. Это в основном работяги, которые трудятся в Петербурге, а живут в Ленинградской области. Если я знаю, что человек обычно выходит на той же Сиверской, то я подойду, разбужу.
Когда я только начинала работать на железной дороге, "зайцев" было много. Сейчас - значительно меньше. Во-первых, чисто технически проехать без билета сейчас невозможно, мы все время в поезде, все пассажиры на виду. Во-вторых, повысилась пассажирская культура. Бывает, конечно, что пытаются проскочить. В основном это студенты, которые учатся в Петербурге, а живут в Ленобласти. В течение учебного года у них действует проездной, а летом нужно оплачивать проезд за полную цену. Ребята стараются сэкономить, приобретают короткие билеты, то есть на пару станций меньше. Но мы такие фокусы уже знаем, так что, когда пассажир не выходит на станции, до которой у него билет, я подхожу и прошу доплатить. Ребята, конечно, не в восторге, но билеты покупают.
А вот где "зайцы" еще остались, так это при перевозке животных. Если вы везете на дачу кошку или собаку, то должны приобрести билет и на нее. Об этом все знают, но изредка пассажиры стараются спрятать своих питомцев в сумках или пакетах. Это, я вам скажу, совершенно бесперспективная тактика. Во время проверки проездных документов сумки начинают шевелиться, пакеты - мяукать, так что владельцам ничего не остается кроме как купить билет на перевозку животного.
Помню, однажды "зайцем" пытались провезти черепаху. Она, конечно, никаких звуков не издавала, лежала себе в коробочке. Я бы ее и не заметила. Но мальчик, который ехал с родителями, сам открыл коробку и показал черепаху. Еще спросил, нравится ли.
Я сказала, что нравится. А с билетом будет нравиться еще больше. Родители купили билет черепахе, и она добралась на дачу на законных основаниях.
Радует, что сейчас таких ситуаций становится все меньше: большинство пассажиров заранее честно оплачивают проезд и не делают "зайцев" из своих питомцев.