Эта башенка высотой 12 метров расположена на горе, к ней ведут крутые ступени. Сама она легкая, двухэтажная, со смотровой площадкой наверху. Вид открывается живописный, а во времена Репина был еще более впечатляющий, с панорамой глади Финского залива. Но более чем за сто лет деревья в "Пенатах" подросли и такого обзора нет и не будет. Потому что каждая елка и сосна в парке на госучете и "подкоротить" не разрешат.
Беседка построена в начале XIX века. Точная дата неизвестна, но на одной из сохранившихся фотографий Карла Буллы от 20 июля 1912 года как раз запечатлена башенка и многочисленные гости. По преданиям, на верхней площадке за мольбертом порой сидел сам Илья Ефимович. А свое название башенка получила в честь Натальи Нордман, гражданской супруги живописца.
- У Репина всегда бывало много гостей. А в приемный день - среду сюда мог приехать любой человек. Чтобы развлечь гостей, Репин, располагая хорошим финансовым обеспечением, и строил в парке многочисленные беседки, в том числе "Шехерезаду". В 1915 году на ней была установлена подзорная труба, - пояснила Елена Гладкова, заведующая музеем "Пенаты" (официально "Пенаты" являются филиалом научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств).
"Шехерезада" тихо-мирно простояла до Великой Отечественной. В войну постройки усадьбы, в том числе жилой дом и "Шехерезада" были разрушены. В 1960-х годах башенку восстановили, да неудачно. Постройка стала очень быстро ветшать (возможно, в 60-х использовалось некачественное, непросушенное дерево). В конце 70-х провели работы по укреплению ступеней, ведущих к беседке, и замене ступеней многоярусного подъема внутри нее (так называемых гусиных лапок"). Но сама башня продолжала ветшать и в начале XXI века была признана аварийной и продолжала разрушаться и более напоминала руины.
В 2021 году начались работы по сохранению этой беседки. Были проведены различные измерения, в том числе трехмерное лазерное сканирование. Заодно выяснилось, что в 60-х годах при восстановлении конструкций башни было допущено много неточностей, противоречащих историческим данным. Так что во многом беседка была именно воссоздана. А в качестве материала была использована лиственница - дерево, оптимальное для условий дождливого климата. Так что теперь башенка должна простоять лет сто и более.
Впрочем, каждый желающий подняться на "Шехерезаду" не сможет. Потому что изначально башенка не была рассчитана на огромные туристические потоки. Поэтому, как уточнил директор научно-исследовательского музея Академии художеств Алексей Мудров, планируют пускать группы небольшие - максимум 10 человек. Установят на башне и телескоп - чтобы можно было наблюдать звездное небо.
Само название "Пенаты" - репинское, в честь пенатов - римских богов-хранителей домашнего очага.
Вообще названия в "Пенатах" необычны. Есть площадь Гомера (поляна), на которой стоит беседка "Храм Оcириса и Иcиды". Здесь давали различные представления, в том числе для обслуживающего персонала усадьбы. А частым угощением был чай с баранками. Есть "Колодец Посейдона" - артезианская скважина. Изначально ее глубина, как пояснила Гладкова, была 72 метра, сейчас всего 56. Но в этом году запланированы очистка колодца, замена труб. Так что вода станет так же чиста, как по времена Репина. Кстати, Илье Ефимовичу была не чужда финансовая жилка. Воду из "Колодца Посейдона" он считал целебной (современные исследования особой целебности не обнаружили, просто хорошая артезианская вода). И даже договорился с финским коммерсантом о продаже этой воды в бутылках. Но до реализации идеи не дошло. Тем не менее Репина вполне можно считать одним из вдохновителей идеи массового розлива воды по бутылкам, которая с большим масштабом воплотилась уже в наше время.
На днях в "Пенатах" приступят к реставрации беседки "Храм Осириса и Исиды". Отреставрированы пять мостиков усадьбы. Есть проект реставрации жилого дома, и он ожидает воплощения, то есть, когда будет выделено финансирование. Круглая дата намечается - в 2024 году будет отмечаться 180-летие со дня рождения художника. По предварительным данным, надолго закрывать жилой дом (а это и есть основная часть музея) не планируется.
А вот что касается появления новых экспонатов, то, понятное дело, рассчитывать, что найдутся люди, которые передадут музею полотна Ильи Репина, наивно.
Гладкова рассказала "РГ" об опыте пополнения экспозиции "Сестры" музея-усадьбы "Пенаты" - репинской усадьбы "Здравнево" под Витебском.
- Когда у них восстанавливали музей и снимали слой земли, то в парке нашли места старинных свалок. Это понятно: в те времена мусорки не ездили. Люди собирали и закапывали пришедшую в негодность хозяйственную утварь - битые чашки и прочее. И вот такими интересными вещами - старинными предметами быта - и пополнили коллекцию. У нас тоже такое было: садовник окапывал дерево и обнаружил старинный утюг. Причем каменный, с металлической ручкой! Я стала изучать вопрос: оказалось, такие утюги были в ходу, и гладили они более деликатно, щадяще чем утюги металлические, которые очень сильно нагревались, - рассказала Гладкова.
К слову о хозяйственной части бытия. Те "Пенаты", которые мы видим сейчас, отличаются от тех, которые были при Репине. И дело не только во времени. Наталья Нордман (а на ее имя были куплены "Пенаты") в указании потомкам написала, что хозяйственную часть нужно снести. Чтоб для потомков осталась часть духовная - постройки, где творил Репин, где принимал гостей.
Конечно, собираясь посмотреть на "Башенку Шехерезады", нужно зайти и в жилой дом, в котором и расположена экспозиция музея. Подняться по скрипучим лесенкам на второй этаж со стеклянными шатрами, а на первом - повернуть крутящуюся часть на знаменитом обеденном круглом столе (крутящаяся часть, на которую ставили посуду с кушаньями, расположена по центру стола, и гости, повернув ее, могли легко достать именно то, что им нужно).
Сейчас на втором этаже открыта выставка работ живописца Юрия Ильича Репина, сына великого художника. Выставка приурочена к 145-летию со дня его рождения. Одаренный мастер, чье имя поныне не на слуху, создал произведения, над философским смыслом которых еще предстоит размышлять искусствоведам.
Человек трагической судьбы, всю жизнь остававшийся в тени великого отца. Как Юрий Ильич писал в автобиографии: "С семнадцати лет я по воле отца стал каждодневно и принудительно заниматься искусством, то есть рисовать и писать днем и вечером. В искусстве я тоже мало способен, но иногда, после упорного изучения, у меня случались удачные этюды". Юрий Репин тоже долгое время жил в "Пенатах", где для него и его семьи был построен небольшой дом. Последний период его творчества характеризуется картинами, на которых он, глубоко религиозный человек, изображал видения святых, свои сны.
В 1939-м он был вынужден эмигрировать в Финляндию, где бедствовал. В 1954 году покончил с собой.
…Покидая "Пенаты", подойдите к могиле Ильи Репина, находящейся тут же, в усадьбе. Великий маэстро хотел быть похороненным именно здесь, и сам выбрал место упокоения. Оно хорошо просматривалось с обзорной площадки "Башенки Шехерезады".