08.08.2022 14:55
    Поделиться

    Режиссерам предложили рассказать, каким они видят театр нашего времени

    Театр-фестиваль "Балтийский дом" открыл сезон. Каждый сезон здесь проходит под каким-то девизом. Слоган нового, 86-го сезона - "Театр нашего времени". Какой он, театр нашего времени - на этот вопрос "Балтийский дом" попросил ответить режиссеров и драматургов, постановки которых появятся в его репертуаре либо на одноименном международном фестивале в ближайшее время.
    Сцена из спектакля Марфы Горвиц "Горка".
    Сцена из спектакля Марфы Горвиц "Горка". / Сахалинский Международный театральный центр им. А.П. Чехова

    - Вопрос непростой: что такое театр нашего времени? - считает режиссер Марфа Горвиц (Москва). - Театр должен попадать в болевую точку времени, и за какую бы тему ты ни брался в театре, не можешь игнорировать мировой контекст и происходящие события. Человек сейчас травмирован, а для меня театр - это врачевание, он должен помогать жить. На мой взгляд, людям сегодня нужно утешение. Это не означает убаюкивание совести и ношение розовых очков. Это поддержка. Мне бы хотелось сейчас в такой театр попасть - как зрителю, и, видимо, интуитивно я сама такой театр делаю.

    - На мой взгляд, преимущество театра сегодня в том, что он разный. Правда, рискует утратить эту особенность в силу определенных обстоятельств, - мнение режиссера Дмитрия Крестьянкина, основателя и худрука петербургского "Плохого театра". - Помню, как Анатолий Праудин (петербургский режиссер, руководитель Экспериментальной сцены Театра-фестиваля "Балтийский дом" - "РГ") сказал, что ему не хватает в современных молодых режиссерах смелости. Я с этим согласен, и хочется быть смелым, но не всегда это получается. Всем режиссерам - не только молодым, желаю быть смелыми. Надеюсь, наш спектакль "Ленин из Ревды" в "Балтийском доме" получится смелым. Он будет поставлен с разновозрастной командой, по складу - документальный, по сути - злободневный. И будет идти вне сценического пространства театра.

    - Театр либо является театром своего времени, либо… он не случился, - сказал режиссер Борис Павлович. - Потому что театр всегда слепок тех процессов, которые его окружают. Не думаю, что нужна какая-то гонка, чтобы в это время попасть. Скорее, театр должен быть чутким, реагировать на то, что происходит в жизни. Недавняя премьера в Театре имени Ленсовета - спектакль "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена", который вошел в петербургскую программу фестиваля, - безусловно, слепок нашего времени. Не потому что мы сознательно закладывали в него какие-то аллюзии, специальные конструктивные моменты, а просто потому что все происходящее на репетициях было вибрацией того, что происходит вокруг нас. Первая репетиция состоялась 1 марта этого года, премьера - 7 мая. Спектакль становится отражением конкретных тектонических событий, просто совпадая с ними хронологически. Если бы мы начали репетировать месяцем раньше или месяцем позже, получилось бы совсем иначе. Мне кажется, каждый спектакль - модель своего времени, и если смотреть внимательно, можно многое рассказать о том времени, в котором он создавался и играется.

    Точка зрения Дмитрия Богославского, режиссера и драматурга (Минск):

    - Мне кажется, что театр - это зона вопросов, а не ответов, и только зритель определяет, что ему интересно сегодня, - голосуя ногами, как говорится. Так что мы с большой радостью ждем встречи с петербургским зрителем и попробуем вместе во всем разобраться, ведь театр - это общая работа и создателей спектакля, и зрителей.

    Ответ писателя Дмитрия Данилова:

    - Я застал еще советскую школу, где нас учили: искусство должно давать ответы на важные вопросы. Не буду с этим спорить. Но мне кажется, важное свойство современного искусства, театра в том числе, - не давать ответы на вопросы, а ставить их. В том числе, болезненные. И на такие, на которые мы, возможно, не найдем ответы. Надеюсь, что будущий спектакль "Саша, привет!" по моему роману в "Балтийском доме" такие вопросы поднимет, и зрителям будет о чем подумать.

    Своим мнением поделился генеральный директор театра Сергей Шуб:

    - Мое театральное образование, мои первые театральные впечатления пришлись на 1980-1990-е годы прошлого века. Это была эпоха великих актеров и режиссеров и великих социальных смыслов. В том движении вперед, которое происходило в нашей стране и в мире, театр занимал огромное место в мыслях людей, интеллигенции (это гордое понятие в России всегда было и надеюсь - останется). Мне очень близка фраза "театр - территория врачевания". И чтобы он таковым был в наше время, мы должны пытаться соединить вроде бы несопоставимые вещи: социальную миссию и миссию нравственного утешения.

    Поделиться