08.08.2022 13:21
    Поделиться

    Театр балета Леонида Якобсона привез в Большой театр постановки создателя труппы

    Репертуар гастролей петербургского театра на Исторической сцене Большого театра разнообразен. Но в первую очередь внимание было приковано к программе, которую показали единственный раз, - к вечеру Леонида Якобсона.
    Сцена из балета "Свадебный кортеж". Невеста – Юлия Королева, Бедный жених – Айдар Бикбулатов.
    Сцена из балета "Свадебный кортеж". Невеста – Юлия Королева, Бедный жених – Айдар Бикбулатов. / Елена Пушкина

    Наследие гениального хореографа советской эпохи в наши дни представлено удручающе скупо. В Мариинском театре, где он вырос в послереволюционные годы и начал постановочную работу, идут в довольно плачевном виде его блокбастеры "Спартак" и "Шурале", татарская сказка практически не сходит со сцены и в Казани. В Большом, где балетмейстер тоже активно работал, в репертуаре не сохранилось совершенно ничего. Регулярно отдельные номера танцуют в американском Бостоне - там много лет провела вдова и наследница прав хореографа Ирина Якобсон. Театр балета Леонида Якобсона, выросший из его труппы "Хореографические миниатюры", остается главным сегодня хранителем его наследия. Это лишь небольшая часть того, что было создано гонимым, но плодотворным балетмейстером, который мог создать шедевр и для Галины Улановой, и для школьницы Плисецкой, и для полусамодеятельных танцовщиков в Ашхабаде.

    Леонид Якобсон мог создать шедевр и для Галины Улановой, и для школьницы Плисецкой

    В программу "Вне времени", которую показали в Большом театре, вошли хореографические циклы "Классицизм - романтизм" и "Роден", одноактный балет "Свадебный кортеж" и несколько отдельных миниатюр Якобсона. Большинство этих работ создано в последние годы его жизни, но есть и номера, поставленные еще в Кировском театре. Некоторые из них никогда не покидали репертуар труппы, некоторые были тщательно восстановлены. Тем не менее самое сложное в них - погоня за якобсоновским стилем. Даже когда хореографический текст зафиксирован и не вызывает сомнений, ускользнуть пытается тот миллион нюансов, который и делает авторский почерк неповторимым. Тем более что Якобсон был невероятно многолик: на словах он декларировал отказ от классического танца - и действительно был одним из первопроходцев модернизма в России. Хореограф вдохновлялся вазовой живописью и античной скульптурой. Танец он умел видеть в бытовом жесте. Это направление, которое балет в наши дни почти полностью уступил современному танцу. В то же время мало кто из постановщиков в наши дни так виртуозно владеет пуантовым танцем, как Якобсон, и его классические номера, сверкающие парадоксальными поддержками, сложными обводками, нестандартными пируэтами и пор де бра, под силу только виртуозам. Но если за точностью "буквы" в Театре Якобсона следит целый штат репетиторов - и это те бывшие танцовщики "Хореографических миниатюр", которые лично работали с хореографом, то вызвать его дух не всегда в их власти. Открывающий вечер "Па де катр" на музыку Беллини (им Якобсон когда-то полемизировал с одноименным номером на музыку Пуни англичанина Антона Долина) часто становится разоблачением "стилистической глухоты" исполнителей. За красотой романтических аксессуаров обычно расползается романтический миф, увиденный глазами человека ХХ века: рвется кантилена, обретает телесность невесомое скольжение в па де бурре, стремятся к привычной "жизельности" позировки, у Якобсона приобретшие стрельчатую ломкость. На этот раз Елена Чернова, Валери Гомес, Светлана Свинко и Анна Скворцова успешно преодолели все эти препятствия. А вот неизменно успешному "Свадебному кортежу", в котором хореограф соединил образы Шолом-Алейхема, Шагала и Шостаковича, на этот раз не хватило гротеска, который обычно сопровождает самые трагичные постановки Якобсона. Одна из знаковых работ хореографа - цикл "Роден", в котором хореограф стремился "оживить" шедевры скульптора. Исключительный по пластическому совершенству, он требует тщательного воспроизведения каждого поставленного взгляда. Но артисты попытались повторить, кажется, даже каждый вздох и в этом усердии остались движущимися скульптурами - без намека на пульс жизни, который пробивает даже целлулоид старых кинопленок, запечатлевших в этом цикле Аллу Шелест и Игоря Чернышёва.

    "Минотавр и нимфа". Нурия Картамысова, Денис Климук. Фото: Елена Пушкина

    Тем не менее искусство Якобсона не стоит списывать в музей. Мы помним, как оно полыхнуло невероятно ярко, когда буквально считаное число раз па де де на музыку Россини станцевали Наталья Осипова и Иван Васильев - уловив ироничный восторг Якобсона перед искрящейся музыкой, ее кажущейся спонтанностью и каскадом причуд, которым найден эквивалент в пуантных танцах. А на нынешних московских гастролях Нурия Картамысова и Денис Климук закрывали программу номером "Минотавр и нимфа", который точнее назвать одноактным балетом на музыку Альбана Берга. Они мало походили на Аллу Осипенко и Джона Марковского, для которых он создавался. Но у них получилась собственная история: мощный, угловатый Минотавр гонится и настигает беззащитную Нимфу. И хотя очевидно, что у нее нет никаких шансов на спасение, она борется, ускользая и проявляя чудеса ловкости. И даже когда в финале она повисает в руках чудовища крошечным свернувшимся комочком, в этом нет проигрыша - только пауза перед тем, как снова выскользнуть на свободу.

    Поделиться