09.08.2022 12:31
    Поделиться

    Экватор кинофестиваля в Выборге: "Окно в Европу" показал фильм "Как мы жили в коммуналке"

    ХХХ выборгский кинофестиваль "Окно в Европу" пересек свой экватор и близится к финалу.
    Кадр из фильма "Живитедолго".
    Кадр из фильма "Живитедолго". / Пресс-служба фестиваля "Окно в Европу"

    Большая часть конкурсантов - дебютанты, обещание "новой волны" в нашем кино. Большая часть режиссеров - женщины, их уже так много, что скоро придется говорить о дискриминации мужского пола в отечественной киноиндустрии. Но на самом деле в искусстве гендер никогда не был решающим критерием - здесь все решают талант, интеллект и проницательность.

    Серьезная заявка на призы в главном конкурсе - новинка от Юсупа Разыкова со слипшимся названием "Живитедолго". Картина, во многом для мастера неожиданная, - он сам определяет ее как фантасмагорию. Ее было взял в конкурс, но потом отказался "Кинотавр": она слишком точно попала в воспаленный нерв времени. "Черная комедия", навеянная настроениями, овладевшими миром в дни пандемии, когда понятие о смерти вдруг обрело конкретный и все более близкий образ. Лукаво изложенная история о некоем железобетонном городке, где началась эпидемия загадочных смертей - расследовать ее приезжает дама-следователь из Москвы (Ольга Цирсен). Автор разворачивает серию микроновелл, где действуют Невеста и ее Жених, ждущий происков Мэр и невидимый Губернатор, Брат и Брат-2, Плакса (Инна Степанова), щебечущие ангелочки, Мартышка в коляске и Черепаха-на-паркете, философствующий полковник полиции (Сергей Генкин), оперный тенор, учтивый гробовщик (Валерий Соколов) и его пассия (неповторимая Елена Сусанина), смышленый инженер по охране (Валерий Маслов) и вполне реальный Поэт-словотворец, найденный искателем и открывателем человеческих типов Разыковым в Бауманском институте (Александр Курбатов). Действо сопровождается музыкальной классикой от дуэта из "Пиковой дамы" до романса Неморино, от Серенады Бизе до Реквиема Верди. Смотреть картину лучше дважды, еще лучше - трижды: каждый раз открываешь все более изощренные связи между персонажами и событиями, и не сразу, но возникнет дивно стройная, как дантов "Ад", художественная конструкция - образ нашего непрочного бытия.

    Кадр из фильма "Как мы жили в коммуналке". Фото: Пресс-служба фестиваля "Окно в Европу"

    В конкурсе неигрового кино - мемуары Павла Мирзоева "Как мы жили в коммуналке", напоминание об уходящей натуре. Воспоминания о детстве в доходном доме "Россия" на Сретенском бульваре - в лабиринте захламленных коридоров и перенаселенных комнат. Дом с историей: здесь жили народный артист Хмелев и семья режиссера Мирзоева, работали писатели Булгаков и Кабаков, обитали аристократы "из бывших", женщины "с прошлым", инвалиды, художники, алкоголики… Кто-то сравнил коммуналку со средневековым городом со своей рыночной площадью - кухней, где шел обмен продуктами, новостями и рецептами. Там возникали диковинные инициативы типа "Лирического музея", там пели хором и коллекционировали старину. Там свои поэты, скульпторы, философы. Художник, убежденный идеолог коммуналки, теоретизирует об относительности комфорта. И права критик Алена Солнцева, проводя водораздел между бытием в коммуналке и в отдельной квартире: существование у всех на глазах и драгоценное право на одиночество - разный тип жизни и разная ее философия.

    Герои фильма - люди из многонациональных коммуналок, ноевых ковчегов Москвы, Риги, Кишинева. Детям там было вольготно: масса впечатлений, легко находятся приятели, есть где играть - ностальгия. Тему подхватывают анимационные тени прошлого - призрачные детки, перебирающие ножками то там, то сям в темных интерьерах коммунального мира. Этот мир сформировал все советские поколения и надолго вперед определил сознание страны. Мир чисто "нашинский" - ну где еще могут похвалиться таким опытом?

    Поделиться