Обязательную маркировку отдельных видов никотиносодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина предлагается начать уже с 1 ноября 2022 года. Эксперимент по их маркировке начался 15 февраля 2022 года и должен был продлиться до 1 марта 2023 года.
Но эксперимент прошел удачно - отрасль уже готова к обязательной маркировке. К тому же многие участники рынка одновременно выпускают стандартную табачную продукцию, а для нее обязательная маркировка введена уже давно. Кроме того, о досрочном введении маркировки вейпов просят сами участники рынка и отраслевые бизнес-сообщества. Причина - высокая доля контрафакта.
Ежегодно в России продается более 67 млн штук и 9-10 тысяч литров жидкости для заправки электронных сигарет. При этом, по экспертным оценкам, потери бюджета от неуплаты акциза на эту продукцию достигают 28,5 млрд рублей за 2021 год, сказано в пояснительной записке.
Введение обязательной маркировки видится единственно действенным способом быстрого решения вопроса выявления и пресечения нелегального оборота такой продукции, делают вывод авторы проекта.
Это обеспечит поддержку легальных производителей такой продукции "за счет существенного сокращения недобросовестной ценовой конкуренции со стороны нелегальных производителей". Это в свою очередь приведет к повышению собираемости налогов в России.
Сейчас рынок вейпов практически никем не контролируется. Пока не принят и техрегламент никотиносодержащей продукции, есть только общий для табачной продукции. По нему подтверждением соответствия установленным требованиям занимаются частные компании, которые за три тысячи рублей пришлют положительный результат по электронной почте дистанционно, утверждает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
Между тем медики неоднократно отмечали, что вейпы вредны для здоровья не меньше обычных сигарет. Опасен не только никотин, но и, например, глицерин, который создает пар при курении вейпов. Его попадание в организм приводит к потере влаги в легких, скачкам давления, сбоям в работе сердечной мышцы и другим негативным последствиям.
"Если на рынок предлагается новое средство стимулирования роста растений или пестицид, то нужны многолетние испытания. А в случае вейпов такие испытания никто не проводит, лишь указывают на упаковке возможный вред", - говорит Шапкин.
По его мнению, для вейпов, напротив, нужно вводить дополнительные ограничения по выходу на рынок, а маркировка только легализует их доступ на прилавки.