- Ты думаешь, что маяк можно погасить? - возразил папа. - Если есть на свете что-либо надежное, так это свет маяка.
Туве Марика Янссон (1914-2001) - одна из самых известных писательниц Финляндии, ее книги переведены более чем на 45 языков мира. Созданный ею мир муми-троллей разросся в целую вселенную, где наряду с книгами, комиксами, мультфильмами и спектаклями существуют тематические парки, музеи, сувенирная продукция. Что же особенного в этих героях, почему они по-прежнему любимы читателями всего мира, как детьми, так и взрослыми?
Туве придумала Муми-дол во время Второй мировой войны. Сначала муми-тролли были довольно мрачными - черными, с красными глазами, но затем превратились в белых добродушных существ, похожих на бегемотиков, и объединились в дружную семью. Так возникла прекрасная воображаемая страна, куда можно перенестись и на время забыть о реальности, погрузившись в мир радости, добра, любви и уюта домашнего очага. Наверное, поэтому эти истории оказались востребованы в течение многих десятилетий, нашли отклик в душе читателей - как послевоенной Финляндии, так и позднее - Европы, Японии, США, России, в том числе советского времени.
Туве всегда подчеркивала огромную роль родителей, семьи в своем становлении как художника и писателя. Семья Янссон принадлежала к кругу шведоязычной интеллигенции Финляндии. Шведский язык, который по сей день сохранил статус второго государственного языка Финляндии (хотя своим родным языком его считают 5,5% жителей страны), в XIX - первой трети XX вв. был языком образованной части общества, художественной литературы и культуры.
Туве Янссон выросла в богемной семье: отец - Виктор Янссон (1886-1958) - был известным скульптором, мать - Сигне Хаммарштен (1882-1970), урожденная шведка, - видной художницей и иллюстратором. Туве с раннего детства начала рисовать, возможно, она научилась этому раньше, чем говорить. Младшие братья Туве также впоследствии выбрали творческие профессии: Пер-Улоф (1920-2019) стал фотографом, а Ларс (1926-2000) - художником и писателем. Мир искусства, творчества, в котором росли дети, прекрасно показан в автобиографических новеллах из сборника "Дочь скульптора".
Девочка выросла среди скульптур отца. Виктор Янссон любил приглашать в дом своих друзей-художников, при свете свечей и керосиновой лампы они играли на гавайской гитаре и балалайке, пировали. Его авторитет был в доме непререкаем, и матери приходилось подчас нелегко, ведь на ее плечи ложилось не только ведение хозяйства и воспитание детей, но и зарабатывание денег (любивший пошиковать Виктор Янссон быстро спускал свои гонорары).
Сигне Хаммарштен родилась и выросла в Швеции, начала там работать учителем рисования. В возрасте двадцати восьми лет поехала учиться в Париж, где и познакомилась с молодым финским скульптором. После свадьбы молодые люди один год прожили в Париже, а затем переехали в Хельсинки. Стабильный доход семье приносила работа Сигне: она сотрудничала с журналами и книжными издательствами как иллюстратор, а в 1920-е гг. была принята на неполный рабочий день на должность художника в типографию Финляндского Банка, печатавшую банкноты. Сигне Хаммарштен также разрабатывала дизайн почтовых марок и более чем за тридцать лет работы создала около 200 почтовых марок Финляндии.
Дом-мастерская в Хельсинки, где выросла Туве, оказал огромное влияние на всю ее дальнейшую жизнь и творчество. Она была очень привязана к родительскому дому, который оставила лишь в двадцать семь лет. Отношения с матерью были очень близкими. На ее коленях Туве и научилась рисовать. Будучи еще совсем ребенком, в возрасте около десяти лет, она осознанно начала помогать маме, и ее работы принимались издательством.
Важнейшей частью детских воспоминаний, вошедших в художественный мир Туве Янссон, стали летние каникулы. Она часто проводила лето у бабушки - на острове недалеко от Стокгольма. Эти впечатления легли в основу автобиографической повести "Летняя книга", в которой девочка София уезжает на лето на далекий остров вместе с бабушкой, сохранившей, несмотря на свой возраст, страсть к приключениям, чувство юмора и неиссякаемую фантазию.
Родителей радовали успехи дочери в изобразительном искусстве. В пятнадцать лет ей разрешили уйти из обычной школы и отправили учиться в Стокгольмскую школу искусства и дизайна. Там Туве изучала каллиграфию, декоративную роспись, художественное оформление книг и дизайн рекламы. Во время учебы в Швеции она жила в семье дяди Эйнара Хаммерштена - профессора-химика, который стал одним из "виновников" появления на свет муми-троллей. Именно от него Туве Янссон впервые услышала это слово. Чтобы отучить племянницу "хомячить" по ночам, дядя однажды предупредил ее, что "придет муууми-тролль, подышит ей холодом на шею, если она слишком часто будет по ночам лазить в шкаф с продуктами".
Первого муми-тролля Туве нарисовала, когда ей было шестнадцать. Как рассказывает ее племянница София, - на стене туалета на острове, где семья часто проводила отпуск. Туве назвала его Снорк, и он стал периодически появляться на ее рисунках как своеобразная эмблема или печать:
"Там шла очень бурная переписка, например, с братьями они о философских проблемах размышляли. И вот в один из дней как-то брат оставил там историю, какую-то надпись о Канте. Туве не могла придумать что-то в ответ ему и нарисовала какое-то существо. Тогда она сказала, что это было самое некрасивое существо, какое только она могла придумать. Это и был первый Муми-тролль".
Продолжение читайте на портале ГодЛитературы.РФ.