Несмотря на явные и неоспоримые преимущества товарно-денежных отношений, исторический опыт свидетельствует о росте привлекательности бартера в периоды кризисов и нестабильности, когда бизнес либо теряет доступ к финансовым ресурсам, либо утрачивает доверие к ним.
Вместе с тем, несмотря на антикризисную устойчивость, бартерная торговля имеет и ряд сложностей, которые зачастую отталкивают бизнес от данного способа взаимодействия. Во-первых, российское правовое регулирование в этой сфере - довольно сложное и неоднозначное. Участник бартерной сделки, помимо нескольких кодексов, федеральных законов, указов президента и постановлений правительства, должен руководствоваться приказами, письмами и методическими рекомендациями различных ведомств и судов высшей инстанции. Как следствие, любая подобная операция является многошаговой и сложной задачей, требующей от бизнеса не столько переговорной работы, сколько грамотного всестороннего сопровождения, в то время как мало кто из предпринимателей готов содержать штат высококвалифицированных профильных специалистов. Кроме того, в большинстве случаев бартер является объектом особого внимания контролирующих органов, которые в первую очередь оценивают меновую сделку как способ уклонения от обязательств перед государством.
Сложен и процесс подбора иностранного контрагента, готового в порядке взаимозачета предоставить необходимый для отечественного предприятия товар, будь то запчасти, сырье и тому подобное. Зарубежной стороной бартера зачастую являются не заводы-производители, а различные торгово-оптовые компании, зарабатывающие на посреднических услугах.
Как следствие, сегодня бартерная торговля остается нерегулярной формой работы крупного и иногда среднего бизнеса, нежели широко востребованным у малого предпринимательства механизмом. Для превращения бартера в эффективный государственный антикризисный инструмент необходимо упростить и унифицировать правовую базу внешнеэкономических меновых сделок, пересмотрев и подход контролирующих структур к их участникам. Эффективным способом повышения антикризисной роли бартера может стать создание на базе одной из дружественных РФ международных организаций единой бартерной онлайн-биржи с верификацией ее участников и унифицированной оценкой товаров и услуг. Выступая в качестве информационной системы, подобная площадка позволит компаниям размещать актуальные данные об ассортименте предлагаемой к бартеру продукции, ее запасах и лимитах отгрузки, а исчисляемая в неких условных единицах стоимость товаров позволит участникам биржи отказаться от денежных обменов и обеспечить стабильную работу своих предприятий. Гарантом сделок может выступать возвратный членский взнос, размер которого зависит от оборота каждой отдельно взятой компании.