Впрочем, есть статистика. В 25% случаев мошенничества на вас выйдет якобы ваш банк, в 9% - ложный банк (его нет в природе), в 8% - интернет-продавец (хотел бы вас осчастливить), в 7% - якобы государственная организация (решили вам что-то выплатить, только расскажите о себе все), а там, от 1 до 4% - кто угодно, "ваши" брокеры, страховщики, коллекторы, небанковские кредиторы и их ложные воплощения (Мошеловка.РФ). Могут звонить от близких, зная их имена, если взломали ваши "счета" в интернете. Только 2% пытаются обмануть вас при "физическом контакте", 55% - телефон, остальные - интернет. А что предлагают? В 15% случаев - установить приложение на мобильник (прощайте, деньги), 13% - сбросить деньги на чей-то счет (чужой, конечно), 10% - быстрее купить (а то не достанется), 7% - назвать коды СМС или банковской карты (предлогов - куча), 3% - погасить долг (а его нет), 3% - подписать некий договор (и приобрести счастье). Почти 50% случаев - сотни новых способов кинуть, бросить, развести. Вы даже можете получить письмо с грозным требованием уплатить налоги - но только через мошеннический сайт (Мошеловка.РФ).
Иногда кажется, что некуда деться - так много желающих взять твое, нажитое, твои деньги, твое время, твои умения, не взять - а отнять. А есть ведь еще и финансовые пирамиды. Каждые 2-3 часа в России рождается новая пирамида. За 7 месяцев 2022 г. Банком России выявлено 1800 финансовых пирамид и мнимых брокеров (почти в 3 раза больше, чем за весь 2020 г.) (Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров.) Куда вас только они не потащат, со всем искусством маркетинга! В жилищные пирамиды, в криптопирамиды ("крипта - это сладко, это свобода"!), в проекты, дающие за 50-100% в год, в якобы успешные финансовые институты, которые таковыми не являются. Короче, в нечто, дающее вам хлеб, тепло и молоко, а еще жилище, большое и дешевое - навсегда, без риска и с высокой доходностью! Хотя смысл всех конструкций один и тот же - деньги взять, деньги не вложить, деньги растащить, деньги не отдать. Но видимость чего-то грандиозного, обласканного известными именами - создать.
Все это старо как мир. Когда-то в прошлые века во Франции или Великобритании были знаменитые финансовые пирамиды, о них вспоминают в каждом учебнике. Мы не претендуем на пальму первенства, но в России всегда находились свои умельцы, и по части того, чтобы финансовая публика кричала от страха и ненависти, - тоже. Прекрасные умельцы! О них повествует Антон Павлович Чехов, 24 лет, в бытность свою репортером, по 7 коп. за строчку, из зала Московского окружного суда по знаменитому делу "Рыков и компания", поздней осенью 1884 г. Дело было о банке в городе Скопине, им распоряжался некто Рыков, а в Скопине Рязанской губернии жили тогда 13-14 тыс. чел., нынче - 25 тыс.
Афера была всероссийская. Как писал Чехов: "Скопинский банк произошел из ничего. В 1857 г. собрались скопинцы и порешили иметь свой собственный банк. Получив разрешение, они внесли все свои наличные в размере 10 103 р. 86 к. и назвали их "основным капиталом". Цыпленок разрастается в большого, горластого петуха, но никто не мог думать, что из этой грошовой суммы вырастут со временем миллионы! Цели банка предполагались розовые! Треть доходов в пользу родного Скопина, треть на дела благотворения и треть на приращение к основному капиталу. Задавшись такими целями и положив в кассу основной капитал, скопинцы занялись операциями. На первых же порах начинается жульничество".
А какое? "Видя, что вкладчики и векселедатели не идут, банковцы... дают проценты, которые и не снились нашим мудрецам: от 6 до 7,5... За сим следует шестиэтажная реклама, обошедшая все газеты и журналы, начиная со столичных и кончая иркутскими". Штучки эти хорошо нам известны уже 30 лет. Впрочем, как и их обратная сторона. "Рыков берет из кассы 6 000 000 и вместо них кладет векселя. Ему подражают прочие банковые администраторы, его добрые знакомые и те, про коих сказано "об именах лучше умалчивать", и скоро касса начинает трещать от просроченных, не протестуемых векселей... В конце концов следователь находит в кассе только 4000!". "Кредиторы банка получат по 15-18 коп. за рубль, если же на удовлетворение долга пойдет и "многомиллионное", рекламой воспетое имущество города Скопина, то за рубль будет получено немногим больше - 28 коп. Авторы векселей большею частью имущества не имеют". "При наступлении сроков векселя не оплачиваются, а заменяются новыми". А еще - фиктивные общества, мнимые сделки с ценными бумагами с заведомым убытком, чтобы разницу украсть, подставные лица и проч. Дума в Скопине "находилась в полной зависимости от правления банка. Городские головы, гласные... состояли из должников банка".
Хотя бы что-то новенькое, а так из века в век - одно и тоже. "Число вкладчиков равно шести тысячам. Большинство из них принадлежат к среднему слою общества: духовенство, чиновники, военные, учителя... Средняя цифра взносов колеблется между 2000-6000, из чего явствует, что на удочку попадались люди большею частью малоимущие". Это и есть финансовая пирамида. Взять чужие деньги под высокий процент - не вложить их - платить проценты из потока чужих денег - и, наконец, рухнуть, потому что настоящего дохода нет. Он или мифический, или же ниже, чем нужно, или разворован.
Чехов - вечно жив? Размеры "дыры" у банка в Скопине были 12 млн руб. Ее создателей загнали в Сибирь. По нынешним деньгам - десятки миллиардов рублей. Что ж, и мы не отстаем. По оценке, наши финансовые пирамиды на сотни миллиардов. Так что делать? Холодный разум иметь, уметь "нутром" оценивать любые подозрительные признаки того, что происходит что-то необычное, за рамками нормы, обычной финансовой практики. И еще - не бросаться на наживки, всегда умело подстроенные, ибо сегодня финансовое мошенничество - большая индустрия, умеющая затаскивать к себе людей по всем правилам искусства продать, а точнее, всучить.