10.08.2022 06:00
Поделиться

Банкоматы под санкциями: будут ли проблемы со снятием наличных

Оборудование и ПО для банковской сферы, которые нам поставляли иностранные партнеры из недружественных стран, попали под санкции. Это создает проблемы и для обслуживания банкоматов. А их в нашей стране более 190 тысяч - таковы доступные на этот момент данные ЦБ, сообщила "РГ" доцент кафедры статистики РЭУ имени Г. Плеханова Ольга Лебединская.
iStock

Насколько реальны перебои в обслуживании банкоматов? Может ли случиться так, что привычные всем устройства самообслуживания окажутся временно недоступны, и россиянам вновь придется стоять в очередях в отделениях банков? Разбираемся вместе с экспертами.

На данный момент с Россией готовы сотрудничать компании из Южной Кореи, Японии и Китая. ЦБ сформировал список банкоматов, рекомендованных для закупки и эксплуатации.

"В любом банке из топ-10 количество санкционного оборудования измеряется в тысячах штук, - пояснил доцент кафедры информатики РЭУ имени Г. Плеханова Александр Тимофеев. - Для решения проблемы импортозамещения в ход идут все ресурсы, в том числе оборудование обанкроченных банков. Такие торги активно проводит Агентство по страхованию вкладов. На его сайте по запросу "Cisco" выпадает несколько предложений, на платформе Avito - около тысячи в ценовом диапазоне до двух миллионов рублей. По запросу "межсетевой экран" нашлось более трех тысяч результатов. Некоторые компании успели совершить масштабные закупки еще в январе. Например, Сбербанк зимой провел технологические учения, где моделировалось отключение от поддержки зарубежных поставщиков софта и электроники, и приобрел большое количество серверов и систем хранения данных".

В Сбере по запросу "РГ" подтвердили, что сеть банкоматов работает стабильно, проблем с их обслуживанием и поддержкой работоспособности (в том числе в плане доступности запчастей) не наблюдается.

"Стремясь к независимости от вендорских решений, мы завершили в июне перевод 80 процентов программного обеспечения сети банкоматов на собственную разработку, - пояснили в пресс-службе Центрально-Черноземного банка ПАО "Сбербанк". - Банк отказался от использования вендорских инструментов управления инфраструктурой сети, внедрил онлайн-инструменты мониторинга и восстановления работоспособности устройств самообслуживания. Вся логика работы банкомата и инструменты отражения клиентского и сервисного интерфейса функционируют с помощью разработок Сбера, в том числе на базе open source решений".

А сейчас, добавили в пресс-службе, завершается разработка ПО для работы банкоматов в операционной системе на базе открытого исходного кода (Linux). При этом используется несколько российских вендорских решений, которые не планируют заменять.

По словам Тимофеева, замещение импорта - прежде всего в части ПО - идет и в других крупных финансово-кредитных организациях. Так, в "Почта банке" на отечественные аналоги заменили автоматизированную банковскую систему и программы для взыскания просроченной задолженности. А в ВТБ перешли на российские серверы, системы хранения данных, сетевые коммутаторы, трансиверы и средства защиты от DDoS-атак.

"О постепенном переходе на отечественное оборудование для самообслуживания пока объявил только Новикомбанк - опорный банк российской промышленности и госкорпорации "Ростех", - рассказал Александр Тимофеев. - Он планирует внедрить банкоматы концерна "Автоматика". Банк "АкБарс" пошел по другому пути, обратившись к закупкам у китайской GRG Banking. Первые ее банкоматы подключат в сентябре. Сотрудничество с той же компанией рассматривают банки "Зенит", УБРиР, Сбер и "Открытие". "Почта банк" и ВТБ его уже наладили".

В пресс-службе ВТБ сообщили, что банк эксплуатирует около 15 тысяч устройств самообслуживания и регулярно обновляет их, изучая предложения как зарубежных, так и российских поставщиков.

"Основной критерий выбора новых моделей, - пояснили там, - высокий уровень технологической базы и надежности. Мы стремимся к тому, чтобы наши банкоматы работали как мини-офисы с комплексным обслуживанием: от снятия наличных и пополнения карт до открытия накопительных счетов и вкладов и видеоконсультаций по сложным финансовым продуктам".

В Россельхозбанке запаса новых устройств самообслуживания хватит для развития сети до конца текущего года. Сложностей с поддержкой действующих аппаратов нет. "Аналоги из Китая и Кореи уже значительно представлены на рынке и являются конкурентоспособными. Более того, ускоренными темпами продолжаются работы по созданию отечественных банкоматов, поэтому нехватки устройств, доступных к закупке, в ближайшее время не предвидится", - заверили "РГ" в Россельхозбанке.

В целом же по стране запаса оборудования и деталей у финансово-кредитных учреждений должно хватить до конца осени. Ассоциация банков России предлагает оптимизировать и объединить сети устройств самообслуживания. Тогда система сможет проработать на имеющемся оборудовании как минимум три года. За это время вполне реально будет наладить выпуск российских банкоматов. Серийное производство пока организовала одна компания, заявлено, что его мощность может составить 10 тысяч устройств в год.

"Потенциально выпускать банкоматы без импортных деталей сможет и "Гознак", который производит автоматизированные счетно-сортировальные машины", - добавила Ольга Лебединская.