Эксперты подвели итоги саммита глав государств Центральной Азии


Главы стран Центральной Азии собрались в городе Чолпон-Ата на побережье Иссык-Куля, чтобы обсудить будущее региона.
Главы стран Центральной Азии собрались в городе Чолпон-Ата на побережье Иссык-Куля, чтобы обсудить будущее региона. / Пресс-служба президента КР

Есть ли реальные перспективы у союза стран Центральной Азии? Удастся ли южным постсоветским республикам создать пространство, в котором спорные вопросы будут решаться исключительно дипломатическими способами? Эксперты дискуссионного клуба "Пикир" искали ответы на эти вопросы по итогам саммита глав государств региона, прошедшего на побережье Иссык-Куля.

Эдил Марлис уулу, общественный деятель (КР)

Согласно одной из бытующих версий, объединение стран Центральной Азии идет под патронажем Запада. Но выгоден ли ему подобный проект? В связи с этим очень примечательно заявление президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова, с которым он выступил на саммите. "Извне нам навязываются идеи и взгляды, противоречащие историческим традициям наших народов", - подчеркнул он. До этого туркменские лидеры никогда столь откровенно по вопросам внешней политики не высказывались. Значит, внешние игроки стали играть слишком открыто. Запад, очевидно, скорее готовит дестабилизацию региона.

Думаю, нам необходимо обратить особое внимание на высказывание на саммите президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Он заявил: "Надо пригласить на наш саммит Россию и Китай". Полагаю, это говорит о многом. Центральная Азия, находясь между двумя этими державами, не может существовать без их поддержки. РФ и КНР в любом случае будут интегрированы в этот союз.

Подписанный на саммите договор о дружбе и сотрудничестве может стать не только фундаментом регионального объединения. Он видится мне прологом к созданию Большого Евразийского экономического союза, куда кроме нашего региона, Беларуси и России войдут Турция и Иран.

Никита Мендкович, глава Евразийского аналитического клуба (Россия)

Безусловно, диалог между странами - это гораздо лучше перестрелок на границе. Но нужно четко понимать, какие задачи могут быть реально решены участниками без третьих стран. В данном случае мы видим, что практическое решение невозможно без участия ЕАЭС, ОДКБ и ШОС.

Например, многократно поднимался вопрос наличия угрозы терроризма, прежде всего в контексте афганской проблемы. Меньше года назад проводилась серия учений - в том числе с участием Узбекистана и стран ОДКБ - с целью моделирования отражения вторжения с южного направления. Большую часть контингента и техники на учения (около трех четвертей) предоставляла российская сторона. То есть, все имеющиеся на сегодняшний день планы отражения угрозы безопасности в Центральной Азии строятся на участии российского контингента - 201-й базы в Таджикистане, Кантской базы, возможности переброски подкрепления из РФ. Вопрос: как можно обсуждать практическое устранение угроз безопасности, если главный участник военного отражения вторжения в этом обсуждении не участвует?

Если взять вопросы экономики, то речь на саммите шла о создании единого торгового транзитного пространства на территории Центральной Азии. Для развития транспортной интеграции необходимы капитальные вложения и рынок сбыта. И то, и другое в нынешних реалиях может дать опять же только Россия.

Таалайбек Джумадылов, эксперт по вопросам региональной безопасности (КР)

В свое время Збигнев Бжезинский назвал ЦА "Азиатскими Балканами". Он определил регион как крайне нестабильный, готовый при внешнем воздействии на болевые точки взорваться изнутри. Дуга нестабильности проходит через все страны Центральной Азии и Синьцзян. Простой анализ дает основания полагать: американцам крайне необходимо создать очаг нестабильности в подбрюшье России и у китайских границ для ослабления российского и китайского влияния.

Что будет после? Каковы планы США? После реализации этих планов давно предусмотрен следующий шаг - проект "Большая Центральная Азия". США начнут создавать в регионе единую систему безопасности против России и Китая. Она предусматривает консолидацию всех государственных и международных финансовых институтов под эгидой США с целью полного контроля над ресурсами региона.

Вопрос: удалось ли главам государств Центральной Азии снять с повестки дня данную угрозу? Или хотя бы минимизировать негативные последствия?

Артур Сулейманов, эксперт-аналитик Центра геополитических исследований "Берлек-Единство" (Уфа, РФ)

С экономической точки зрения наибольшую тревогу вызывают кризисные события на Украине и санкционное давление Запада на Россию, выступающую главным партнером стран Центральной Азии. Есть понимание, что Запад будет применять всевозможные инструменты, в том числе и конструируемые перевороты, чтобы навредить союзникам РФ. В этом смысле проведенный саммит демонстрирует международному сообществу, что центральноазиатские республики будут придерживаться принципов невмешательства в противостояние Запада и Востока и попытаются найти новые формы экономического сотрудничества со всеми игроками. Это - официальная позиция.

На практике мы видим, что сохранять нейтралитет и продолжать многовекторную политику в текущих условиях становится сложнее. В связи с чем повышается ценность межгосударственных контактов и альянсов, дающих государствам политико-экономическую защищенность от внешних воздействий и открывающих новые возможности для развития экономик. Речь идет о ЕАЭС, ШОС и ОДКБ.

Экономическое благополучие и безопасность Центральной Азии не интересны Западу, который до конца отстаивает принципы однополярного американоцентричного мира. В ближайшем будущем давление на Центральную Азию будет, вероятнее всего, только нарастать.

Павел Дятленко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КРСУ (КР)

Общества Центральной Азии заинтересованы в восстановлении ранее существовавших гуманитарных и социальных связей. Основные направления - образование, культурные обмены, совместные проекты. Практика регулярных консультативных встреч президентов стран региона уже закрепилась с 2018 года как полезная площадка для обсуждения общих интересов и проблем.

В силу схожести структур экономик и разности потенциала страны региона нуждаются в доступе к крупным рынкам для сбыта своих товаров, источникам инвестиций и высоких технологий. Главными партнерами по этим направлениям для ЦА традиционно являются Китай и Россия. В самом же регионе нет страны, обладающей потенциалом для выполнения роли ядра интеграции. Слабо связаны между собой, к примеру, информационные пространства республик.

Быстрому наращиванию экономических связей между странами мешает проблема несогласованных границ. Военное и военно-техническое сотрудничество в регионе носит и будет носить в обозримой перспективе ограниченный характер. При этом вопросы безопасности Центральной Азии уже обсуждаются и решаются в формате ОДКБ и ШОС.