10.08.2022 18:33
Поделиться

Минцифры создаст систему мониторинга работы госуслуг

Минцифры предлагает создать систему мониторинга за сбоями в базах ведомств, использующихся для оказания госуслуг в электронном виде. Проект постановления правительства опубликован на портале правовых актов. Эксперты полагают, что это повысит информированность ведомств, позволит оперативнее справляться с атаками и улучшит качество работы сервисов для граждан, в частности снизится риск предоставления ошибочной информации и сбоев при отображении различных начислений.

"Изменения, предлагаемые проектом постановления, направлены на решение проблемы отсутствия у оператора инфраструктуры технологической возможности определить причины недоступности заказа и/или получения результата оказания государственных услуг в случае возникновения аварии или инцидента в работе изолированных от инфраструктуры взаимодействия модулей информационных систем", - говорится в пояснительной записке.

Как следует из документа, в 2021 году из-за инцидентов в информационных системах МВД у пользователей были затруднения при подаче заявлений на регистрацию транспортных средств, получении водительских прав, загранпаспортов; инциденты в ГИИС "Электронный бюджет", оператором которой является минфин, вызвали ограничение в ведении электронного бюджета и т.п.

Оперативное реагирование на сбои позволит более эффективно устранять их последствия

По сути это государственный аналог сервисов Downdetector и Qualitydetector, позволяющих получать информацию о сбоях в работе тех или иных сервисов, полагает председатель Ассоциации участников рынка данных Иван Бегтин. По его словам, реализация проекта "может в конечном счете снизить число сбоев, если по каждому сбою ведомства смогут оперативно реагировать".

Появление такой системы закономерно, так как необходима система, которая имеет общие параметры, для того чтобы понимать, что происходит, убежден ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, корень проблем состоит в том, что общее поле ГИС изначально формировалось без единых стандартов. "У нас каждое ведомство закупало оборудование в свои системы, проводило свои тендеры. И с точки зрения информбезопасности каждый действовал исходя из своих представлений о прекрасном. Сейчас вот эту разнородную историю пытаются "причесать", чтобы все работали в одной системе. Примерно так же, как когда вводили госуслуги, то для предоставления целого ряда сервисов приходилось интегрировать системы министерств, хозяйств, управляющих компаний в одну систему. Они не умели работать вместе. Тут та же самая идея", - говорит аналитик. По словам Муртазина, такой подход в конечном счете гарантирует лучшую информационную безопасность и защиту данных. Госуслуги же станут работать более стабильно, что важно в контексте доступа к цифровым версиям документов, таких как свидетельство о праве собственности на автомобиль или водительские права.

Есть и еще один нюанс, который отмечают эксперты. Появление системы позволит снизить межведомственную напряженность, которая возникает из-за того, что минцифры является оператором госуслуг и несет ответственность за работу сервиса, но при этом все источники данных для платформы находятся за пределами зоны ответственности министерства - в других федеральных и региональных органах исполнительной власти, которые отвечают за предоставление данных по своим зонам ответственности.