10.08.2022 20:03
Поделиться

В "РГ" прошел круглый стол по вопросу применения КПЭ для госкомпаний в условиях санкций

События последнего времени кардинально изменили экономическую ситуацию и в нашей стране, и в мире в целом, поставили целый ряд новых проблем и обострили вопросы, существовавшие и ранее. В "Российской газете" прошел круглый стол по одному из таких вопросов - "Формирование и применение ключевых показателей эффективности (КПЭ) для госкомпаний в 2022 году в условиях санкционного давления. Эффективность или демотивация менеджмента?".
Участники круглого стола обсудили работу в условиях изменившейся экономической среды.
Участники круглого стола обсудили работу в условиях изменившейся экономической среды. / Олеся Курпяева/РГ

В настоящее время доля госсектора в экономике России составляет, по разным оценкам, от 50 до 70 процентов. Последние 10-15 лет развиваются две ключевых тенденции по отношению к владению производственными активами в государственном секторе.

Первая - формирование и укрупнение профильных государственных корпораций и холдингов (таких как ГК "Росатом", ГК "Ростех", ГК "Роскосмос", и др.) и постепенное увеличение перечня компаний, относящихся к т.н. "стратегическому" списку.

Вторая тенденция - ускорение приватизации условно "малозначимых" и/или не ведущих профильной деятельности предприятий, в большинстве своем обремененных значительным объемом недвижимых активов.

Одним из ключевых принципов управления компаниями с государственным участием с 2014 года является внедрение элементов стратегического планирования. Госкомпании разрабатывают долгосрочную программу развития на 5 лет, включая перечень стратегических целей и задач, мероприятий по их достижению, и прогнозируют ожидаемые ключевые показателей эффективности деятельности (КПЭ) на период.

- С февраля 2022 года внешняя среда, в которой работает вся экономика, особенно госкомпании, резко изменилась, - отметил в своем выступлении исполнительный директор Национальной ассоциации корпоративных директоров (НАКД) Николай Старченко. - Сократился импорт сырья, материалов, оборудования и комплектующих, выросли цены, поставщики перешли на предоплаты, разорваны от 20 до 80 процентов привычных экономических связей. И если компании удается решить задачу выживания и сохранения рабочих мест, то на первый план выходят налаживание или восстановление финансовой устойчивости, поиск новых связей и импортозамещение.

Президент и правительство РФ ставят перед всеми субъектами хозяйственной деятельности задачу обеспечения долгосрочной социально-экономической устойчивости и укрепления экономического и технологического суверенитета РФ. Как отметил член Наблюдательного совета НАКД, модератор круглого стола Николай Григорьев, в июле 2022-го, на стратегической сессии международной промышленной выставки "Иннопром" в Екатеринбурге, председатель правительства Михаил Мишустин конкретизировал: сохранение рабочих мест, локализация производства, импортозамещение высокотехнологичной продукции и товаров народного потребления. Вице-премьер Денис Мантуров сформулировал эту стратегию предельно ясно: "Сегодня нужно осуществить поворот от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета".

Реализация такой стратегии требует от участников экономической деятельности - и в первую очередь от компаний с государственным участием - ускоренного обновления основных фондов, внедрения новых технологий и диверсификации производства. Стандартные "рыночные показатели" оценки эффективности деятельности в такой ситуации не только неуместны, но и прямо демотивируют органы управления. Тем не менее с весны 2022 года акционер компаний с госучастием - Росимущество - направляет им поручение по внедрению показателя рентабельности активов. Как отметила начальник управления корпоративных технологий Росимущества Анастасия Ширикова, показатель рентабельности активов включен в государственную программу управления федеральным имуществом и методику определения оптимальности государственного имущества.

Внедрение показателя рентабельности на госпредприятиях без учета отраслевых особенностей вместо повышения эффективности может привести к демотивации менеджмента

Если предприятие не достигнет уровня среднеотраслевого показателя, это грозит директору лишением части его годового вознаграждения. Однако попытки внедрять показатель на практике сталкиваются с серьезными проблемами.

Так, по мнению генерального директора компании "Российские газеты" Вячеслава Корягина, для большинства госкомпаний, которые занимаются реальным полиграфическим производством, выполнение этого показателя практически невозможно. Статистическая база, используемая ФНС России, не совсем корректна при сравнении крупных предприятий с реальными активами и мелких компаний, ведущих только посредническую деятельность или обслуживающих предприятия малого и среднего бизнеса. Огромное количество участников базы ФНС вообще не занимаются никакой производственной деятельностью и регистрируются исключительно для того, чтобы принять участие в каком-то большом государственном тендере. Все это очень сильно искажает реальную базу, используемую при расчете показателя для госкомпаний.

- Мы пребываем в недоумении в связи с этим показателем, - признался генеральный директор компании "Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных" Максим Максимчук. - Государство при формировании нашего холдинга включает в уставный капитал головного предприятия все активы дочерних компаний, часть из которых исходно убыточны. В итоге на конец 2021 года у нас активов на 7,3 миллиарда рублей, а суммарная выручка существенно меньше и отраслевой показатель рентабельности для сельского хозяйства - 11% - в этих условиях совершенно недостижим.

- Частный бизнес намного более свободен в том, чтобы выбирать форму для бизнес-процессов, но их структура серьезно влияет на конечные цифры рентабельности, и государственные предприятия этого себе позволить не могут, - отметил еще один аспект проблемы заместитель директора департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Михаил Арзаманов. - Уровни риска, которые могут принимать на себя частные организации и государственные, различны, а рентабельность активов связана и с ними. Зачастую госпредприятия ведут бизнес на не очень рентабельных, но социально значимых сегментах рынка, кроме того, обеспечивают сохранение занятости и несут дополнительную мобилизационную нагрузку, что также влияет на конечные показатели.

Участники дискуссии пришли к выводу, что внедрение показателя рентабельности на госпредприятиях без учета отраслевых особенностей вместо повышения эффективности может привести к демотивации менеджмента и падению инвестиционной активности госкомпаний по обновлению производственных мощностей. Для нынешней ситуации и до перестройки структуры экономики методику определения показателя нужно существенно доработать или заменить показатель. По мнению председателя правления НАКД Александра Гоголя, в сложившейся новой ситуации необходимо в кратчайшие сроки разработать и предложить советам директоров актуальный набор целей и ключевых показателей, а нынешний "поставить на паузу".

На круглом столе обсудили несколько вариантов. Первый - изменить законодательство в части определения статуса компаний с государственным участием как отдельного субъекта экономической деятельности - например, ГАО - государственного акционерного общества (наряду с АО, ПАО, ООО). Такие изменения должны быть внесены в Гражданский кодекс и закон об акционерных обществах, что закрепит фактически сложившийся режим управления компаниями с госучастием. Второе предложение - внести изменения в документы правительства и ФОИВов по формированию актуальных и исполнимых ключевых показателей эффективности, соответствующих политическим и экономическим реалиям. И наконец, третье - сформировать обратную связь между правительством и корпусом управленцев, работающих "на земле". Чтобы информация о реальных проблемах, которые испытывают и решают компании с государственным участием в нынешних условиях, принималась во внимание при принятии управленческих решений.