Авангардные наряды - с четким кроем, броским геометрическим рисунком и обилием карманов (одежда для трудящихся должна быть функциональной!) - восстановили по фотографиям и эскизам. Культурно-просветительский фонд "Магия моды" подготовил два десятка таких образцов - бытовых и сценических.
Разместили их в не менее авангардном здании. Пассажирский вокзал в Иванове - самый крупный в стране из тех, что построены в стиле конструктивизм. После недавней реставрации этот памятник стал полноправной достопримечательностью города. Снаружи он выглядит как портал в 1930-е. Внутри гостей встречают метлахская плитка, характерные панно на стенах и деревянные двери с полукруглыми стеклами. Один из залов восстановлен в эстетике 1950-х, другой - возвращает в 1980-е годы.
Проект "Даешь konstrucтивизм!" готовили семь музеев, шесть фондов, четыре университета и 45 дизайнеров. Они собрали пеструю мозаику из экспонатов, связанных с творческими поисками эпохи первых пятилеток. Здесь можно увидеть макеты архитектурных сооружений и декораций к спектаклям, агитационный текстиль (который, к слову, выпускали как раз на ивановских фабриках) и повседневную одежду для "нового человека", книжную графику, фотографии и плакаты. В центре зала - башня "Триумф", символ признания советских дизайнеров в 1925 году на Всемирной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже.
Одной из героинь той легендарной выставки и была Надежда Ламанова, "русская Коко Шанель". Ей присудили Гран-при за женские костюмы из вышитых холщовых полотенец - изящные вариации на тему простонародных передников, завесок и рубах с узорными поликами.
Надежду Ламанову по праву считают одной из ведущих фигур советского дизайна 1920-1930-х годов. Вместе с художниками-авангардистами - Родченко, Кандинским, Степановой, Экстер - она создавала для советских тружеников коллекции одежды из имевшихся тогда грубых, маловыразительных тканей, стремясь к тому, чтобы человек в них выглядел красиво. Ее модели отличали свободный и лаконичный крой, удобные детали (фартуки, косынки, те же карманы и застежки), минимум швов. Это было очень удобно как для массового производства, так и для домашнего шитья.
Платья из дешевой бумазеи, жакеты из платков, пальто из солдатского сукна от Ламановой сегодня могут представить немногие. Но вот пионерская форма знакома, пожалуй, всем. Экспериментальные эскизы для нее были созданы в 1930-е. Кроме того, костюмы художницы носят персонажи фильмов Александрова, Эйзенштейна и Протазанова. "Поколение победителей", "Цирк", "Александр Невский", "Аэлита" - без Ламановой эти кинокартины выглядели бы иначе. Модельер разрабатывала костюмы к спектаклям Вахтанговского театра, 40 лет сотрудничала со МХАТом. Сегодня ее костюмы хранятся в Эрмитаже, Государственном историческом музее и Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Кстати
Жизнь Надежды Ламановой в послереволюционной России была отнюдь не безоблачной. Ведь слава пришла к ней благодаря шитью уникальных нарядов по заказам аристократок. Уроженка нижегородской деревни, Ламанова обучилась кройке в Москве и скоро открыла собственное ателье, где одевались актрисы Мария Ермолова и Вера Холодная, Ольга Книппер-Чехова и Тамара Карсавина. Ее наряды увековечены на женских портретах Серова. В 1904 году Ламанова получила звание "поставщица Двора Ея Императорского Величества", поскольку одевала императрицу Александру Федоровну и ее сестру Елизавету... После Октября художнице пришлось пройти через унизительное уплотнение и провести два месяца в Бутырке, а потом искать новые способы заработка.