Несмотря на неимоверную жару, к воротам музея деревянного зодчества в Хохловке один за другим подъезжают автобусы и машины. Из них выходят зрители, решившие полюбоваться боями без правил на средневековый манер и просто погулять в прекрасном месте. Многие с детьми, и те буквально рвутся к ристалищу, где бряцают стальными доспехами воины, или в гору, где на опушке леса казаки лихо рубят лозу и пластиковые бутыли с водой.
- Мы приехали из Березников, - говорит, обмахиваясь программкой фестиваля, Светлана Югова. - Бываем здесь почти каждый год, очень нравятся нам и сражения, и мастер-классы. Полученные знания вряд ли пригодятся, но смотреть интересно.
Одно из таких занятий проходило в усадьбе Николая Баталова. Огромный крестьянский двухэтажный дом стал местом для обучения плетению кольчуги. Мастер-класс проводил Лев Щербаков из кунгурского центра национальной культуры "Русичи".
В косоворотке, полосатых шароварах и тяжелых сапогах, кудрявый паренек и впрямь похож на оружейника далеких времен.
- Берем карандаш и наматываем на него проволоку, - показывает Лев.
Его поправляет стоящий рядом специалист постарше: надо говорить не "карандаш", а "ригель". Щербаков заливается румянцем и начинает сначала:
- Берем ригель и наматываем на него проволоку.
Полученную спиральку разрубают на колечки, соединяют их в полоски, а уже из полосок собирают кольчугу. Со слов Щербакова, у них есть кольчуга весом шестнадцать килограммов, на нее ушло более 22 тысяч стальных колечек.
На просторах Хохловки немало интересных локаций. Но передвигаться по жаре легко не всем. Мест для отдыха в тени практически нет. Организаторы поставили пару десятков скамеек, но половина из них на солнцепеке. Поэтому зрители ищут, где укрыться от зноя. Одно из таких мест - гумно с овином. Здесь прохладно и можно почитать, что это за сооружение. Оказывается, в овине сушили хлебные снопы, на гумне их молотили.
Несмотря на жару, многие посматривают на ристалище. Это сколоченный из досок шестиугольный ринг, вокруг которого расставлены небольшие трибуны. Здесь пройдут рыцарские сражения за кубок Донжона.
- Нынче к нам со всей страны участники приехали, - говорит Николай Бурцов, организатор турнира. - Причем восемь из них - девушки. Готовиться к турниру мы начали еще в марте. Надеюсь, зрителям понравится и участникам тоже.
Рядом с ристалищем бродят рыцари и рыцарки. Сверху на них обычные футболки или майки, а на ногах стальные поножи. Обувь погромыхивает при ходьбе, мальчишки и девчонки, прибежавшие сюда, смотрят на воинов с уважением и заваливают родителей вопросами об амуниции: что это и зачем такое надевать?
По деревянным тротуарам толпы зрителей тянутся к реке, надеясь найти там прохладу. Правда, легче у воды не становится. Многодневная жара иссушили прибрежный лес, многие елки высохли и порыжели. На набережной идет ремонт, и найти к ней спуск не так просто.
Сидящие в лесу возле избушки Бабы-яги волонтеры немного осовели от зноя и на все вопросы, как пройти к реке, машут руками: дескать, Кама где-то там. А на просьбу ответить подробнее цитируют Кота из "Алисы из стране чудес":
- Нужно идти, и тогда куда-нибудь обязательно попадете.
Кстати, реконструируют не только набережную. Уже несколько лет в деревянном загоне под открытым небом валяется чешуйчатая маковка церкви, издали похожая на отрубленную голову богатыря в боевом шлеме. Рядом с ней детишки с удовольствием пуляют из лука тупыми стрелами в мишень, висящую на палках. Попадая в нее, дети от души радуются, а довольные родители улыбаются.
В ожидании сигнала к началу рыцарских боев зрители бродят среди торговых рядов. Здесь развалы сувениров, сушеные ягоды и прочий обыкновенный для таких мест товар. Очень жарко и хочется пить. На огромной хохловской поляне тут и там стоят водоразборные колонки. Но вода в них техническая, и потому ею только умываются. Кафе всего одно, в здании визит-центра, там очередь. На улице торгуют жаренными на углях овощами, рыбой и мясом. Везде толпится народ.
Вдруг бахает пушка, и белый дым сгоревшего пороха стелется по поляне. Это сигнал к началу сражения рыцарей. Зрители перебираются из затененных местечек поближе к ристалищу. А здесь уже идет рубка. Закованные в броню с ног до головы, воины колотят друг дружку топорами, мечами, а если подворачивается возможность, то и кулаками. Причем дерутся от души. Вокруг вьются судьи в желтых кафтанах, два оператора в монашеских балахонах ведут прямую трансляцию поединков в интернет. Крики, лязг железа. Тренеры пытаются помочь, подсказывают, в горячке боя один из них чуть сам не выскочил на ринг, но его остановил судья. Зрители подбадривают бойцов и жалеют. Еще бы, по такой жаре таскать на себе пуда полтора железа, да еще и прыгать с тяжелым оружием. Но выглядит увлекательно.
На горке возле лесной опушки народ развлекается игрой в лапту. Кстати, в эту старинную русскую игру влились приехавшие на фестиваль индийские студенты пермских вузов. Они пытаются выиграть у команды казаков. Но те хоть слегка и поддаются иностранным соперникам, все же победу оставляют за собой. Расходясь, все улыбаются и фотографируются на память.
- Сабли покупаем в Дагестане, - говорит Алексей Сатюков, лихо сдвинув кубанку на бок. - Да и сами делаем. У нас в Юго-Камске кузнец свой. Он и ножи отличные кует.
В обычной жизни Алексей железнодорожник, но в казачьем бешмете, шароварах и шикарных сапогах он вылитый кубанец. С товарищами из военно-исторического клуба "Камская братина" Алексей лихо рубит лозу с надетой на нее папахой и быстрыми взмахами клинка стругает на дольки пластиковые бутыли с водой. Зрители кричат казакам "Браво!" и просят повторить. В кустах запасено больше сотни бутылок, и одна за другой они превращаются в кучу пластика.
Чуть поодаль, под навесом, Мария Сотникова, сотрудник Хохловского музея, рассказывает о старорусской кухне. Перед ней в глиняных чашках разные крупы. Тут и полба, и перловка, а еще дробленый горох, фасоль, другие припасы. Сотникова просит зрителей помочь ей в готовке. Сама она начинает рубить сечкой в корыте капусту, а один из любопытствующих с удовольствием берется почистить огромную луковицу. Паренек рядом, улучив момент, когда Мария отошла, берет сечку и старательно изрубает остатки кочана. Потом уважительно покачивает в руке тяжелый старинный инструмент и говорит маме: - Хорошая мясорубка!
По всей хохловской поляне стоят навесы, под которыми можно поиграть с разные игры. Парень с девушкой сражаются в волки и овцы. Красавица проигрывает, хмурится. Визави предлагает ей поменяться местами и побеждает в той позиции, что девушка считала проигрышной. У нее от этого еще больше портится настроение.
На стрельбище без устали уже несколько часов пускают стрелы лучники.
- Луки у нас из современных материалов, а стрелы деревянные, - рассказывает Екатерина Житарь из Глазова. - Многое зависит от того, из чего они сделаны. Вот эта стрела из комля, она потяжелее летит, пониже, а эта из верха дерева, легкая.
Соревнования и мастер-классы на фестивале проходили два дня. Несмотря на зной, зрителей на хохловских холмах не убывало. Ведь это самый зрелищный фестиваль в Пермском крае, и ему радуются в любую погоду.