Поделиться

    Зачем уральские бизнесмены покупают старинные особняки

    Дом без хозяев быстро приходит в негодность, особенно стремительно это происходит с деревянными постройками: ветшает кровля, проседает фундамент, разрушаются стены. И в какой-то момент в этом процессе наступает точка невозврата, остается только снести красивое и еще недавно крепкое строение. Двухэтажный особняк в центре Сысерти избежал этой участи.
    Никита Жиляков выбрал европейский подход к восстановлению особняка.
    Никита Жиляков выбрал европейский подход к восстановлению особняка. / Ольга Медведева

    Новый хозяин

    Дом Ширыкалова, полукаменное двухэтажное здание постройки около 1860 года, сменил много назначений: здесь жили люди, размещался поселковый совет, касса, мебельная мастерская, даже детские ясли - историю новые владельцы изучают до сих пор. Его могли полностью перестроить и даже снести. Однажды дом, пустующий уже много лет, увидел в окно гостиницы архитектор Никита Жиляков. Очень вовремя увидел: как раз искал место для жизни, близкое одновременно к природе, водоему и благам цивилизации.

    - Интересно было поэкспериментировать, "переосмыслить" старое здание с точки зрения планировочных решений. Это долго, сложно, дорого, но возможно. Мы спроектировали его так, чтобы дом мог существовать как три автономных блока. Как в старину, когда в одной части жили, в другой работали. Теперь здание подходит для проживания трех независимых семей, размещения трех небольших заведений или номеров апарт-отеля. Это формат современной городской виллы, - рассказывает новый хозяин. - Статус общественно-деловой постройки позволяет открыть здесь шоурум, мастерскую и отвести часть дома под жилье.

    Идем по уже почти полностью обставленным комнатам, отмечая темную стену с полукруглой нишей, очищенные от краски старинные оконные рамы. Кирпичная кладка XIX века первого этажа прекрасно сохранилась, как и большая часть деревянного второго. Архитектор стремился оставить максимум подлинного в старинном доме, не пряча камень и древесину под слоями штукатурки. Причем новое не состаривают искусственно - можно легко обнаружить, где заменили брус и кирпичи, а где они те же, что у купца Ширыкалова.

    Интеллигентное поновление

    Существуют разные подходы к восстановлению исторических зданий. Например, петербургский подразумевает реставрацию в соответствии с исходной документацией. Турецкий допускает полный снос и строительство заново. Европейский подход - это так называемое поновление: сохранение тех частей, которые находятся в хорошем состоянии, и включение новых. Если часть кирпичей из фасада выпала, их заменяют новыми - но специально другого цвета, чтобы было видно, в каких местах произошло обновление, а в каких остались оригинальные материалы. Если нужна пристройка, она может быть ультрасовременной.

    - Время идет, меняется контекст, и здания должны ему соответствовать, но и наследие необходимо сохранять. Самый эффективный - гибридный подход, на мой взгляд. Это максимально интересно. У моего дома фасад из старого кирпича со штукатурным покрытием, сохранились старые деревянные доски. Если я все заменю новым, весь интерес пропадет. Как раз на противопоставлении старого и нового рождается интрига, главное тут знать меру, - объясняет Жиляков.

    Иногда нет технической возможности восстановить здание. Но странно, когда постройка, которую еще можно органично восстановить, по каким-то причинам попадает под административный каток, ее сносят и отстраивают заново, считает архитектор.

    Есть нюанс: дом Ширыкалова не имеет статуса объекта культурного наследия. Если бы такой статус был, любой ремонт следовало бы согласовывать с компетентными органами и проводить в соответствии с регламентом. Это сложно.

    Но еще хуже ситуация, когда дом признан ветхим и подлежит сносу. "Достать" строение из ветхого фонда практически невозможно, даже если восстановить его вполне реально.

    История - это бренд

    На дилетантский взгляд, переделать старый дом - значит сэкономить на материалах, по сравнению с новой стройкой. На самом деле все наоборот: выходит несопоставимо дольше и в два-три раза дороже. Тот же дом Ширыкалова восстанавливали больше года. Стоит ли мучиться? У Никиты Жилякова свой взгляд:

    - Мы можем купить землю, квадратные метры, но намного сложнее и интереснее купить ... историю. Люди занимаются брендингом, синтезируют какие-то смыслы, и у этой работы есть стоимость. Самое важное, что может быть в дизайне и архитектуре - это легенда, история, даже если речь идет о новом объекте. Она может появиться, пока ты его строишь. В случае старых домов, с именем, история уже есть, ее не нужно придумывать, - рассуждает архитектор. - По сути, я предлагаю относиться к руинированным постройкам как к покупке бренда. Люди заказывают его разработку, а вы покупаете готовый. А дальше пользуетесь им, выстраиваете коммуникацию с потребителями, если речь идет о бизнесе. Ваши постройки символизируют ваши ценности, ценности компании, которые вы можете органично транслировать. Это не надуманно, не бутафорно, а оригинально и по-настоящему. А настоящее у понимающих людей всегда больше ценится, чем подделка или копия.

    В восстановлении старых домов, безусловно, есть и общественная польза: сохраняется своеобразие городов и поселков, их туристическая привлекательность. Да и вообще это просто красиво!

    Если вы когда-нибудь тоже надумаете воплотить в жизнь мечту о доме с историей, Никита Жиляков советует перед покупкой провести экспертизу старого дома, в том числе тепловизионное исследование, чтобы найти утечки. И обязательно познакомьтесь с соседями!

    Избы Черноголова

    Бизнесмен Игорь Черноголов, который в селе Мариинске воплощает проект превращения старинных изб в гостевые дома, подтверждает слова Никиты о дороговизне поновления.

    - Старую избу восстанавливаем от полугода до полутора лет, а новый сруб можно поставить за неделю. И восстановить будет дороже минимум в полтора раза, чем поставить новый, даже несмотря на подорожание стройматериалов. В реставрацию старого дома, купленного за 500 тысяч, нужно вложить 2-3 миллиона. И фактически у тебя получается маленькая избушка, 40 квадратных метров за бешеные деньги. Новый на них можно построить на 150 квадратов! Но мы все равно восстанавливаем, - говорит предприниматель.

    В Мариинске в вековых бревенчатых избах воссоздано и внутреннее убранство: русские печи, полати, домотканые половики. Фото: Татьяна Андреева/РГ

    Для реставрации вековых изб используют потемневшие от времени бревна домов-доноров. В гостевых домах есть печи и полати, домотканые половики и предметы старого быта, и при этом современные удобства.

    - Деревянные строения стоят и по 200 лет, если нормальная кровля, если за ними ухаживают. Мне просто нравятся старинные дома, именно это старое дерево, черные бревна... В моем понимании, это красиво. Меняем штукатурку, полы, иногда перегородки. Во многих домах заново пришлось класть печи. Каждая изба как дом-музей. Когда мы строим новые дома, их тоже наполняем старинной отреставрированной мебелью, - объясняет Черноголов.

    Он выступает за то, чтобы развитие городов и поселков шло параллельно с заботой о сохранении старины. Какое-то время назад предприниматель даже предлагал создать на Урале инженерный квартал из старых домов, перенеся их туда из мест, где они мешали новой застройке.

    Между тем

    В Иркутске к 350-летию города был создан 130-й квартал, где собраны 65 исторических домов, в том числе перенесенные из других мест. Часть из них отреставрирована, часть отстроена заново. Теперь этот район - один из главных туристических магнитов города. Здесь работают кафе и рестораны, мастерские ремесленников и музеи, проложены велосипедные дорожки и создана пешеходная зона. Только восемь домов в квартале были объектами культурного наследия, спасенными от разрушения. Остальные - новодел, но построены по старым образцам. Открытие 130-го квартала состоялось в сентябре 2011 года.

    Поделиться