Сегодня уже есть ряд решений, по которым началась совместная работа минпромторга, минтранса, Росавтодора, ФРП, ТПП России, профильных ассоциаций и организаций, отметил замминистра промышленности и торговли Альберт Каримов.
Также чиновник напомнил об обширных возможностях платформы ГИСП, которые тем не менее следует расширять. Будет проработан вопрос внедрения на платформе ГИСП отдельного функционала по сбору от подрядных организаций замечаний и предложений по эксплуатации российской дорожно-строительной техники, а также потребностей в ее приобретении. На портале ГИСП действует каталог российской продукции с указанием ее технических характеристик. Он уже содержит информацию о производителях и моделях российских бульдозеров, катков, экскаваторов и является основой экосистемы по продвижению отечественной продукции и достижению технологического суверенитета, акцентировал Альберт Каримов.
Участники рабочей группы также обсудили вопросы развития мер поддержки для стимулирования создания и реализации конкурентоспособной дорожно-строительной техники, а также упрощение процедуры подтверждения ее российского происхождения.
Это весьма актуальные и своевременные вопросы, поскольку рынок дорожно-строительной и специальной техники в первой половине нынешнего года просел, по статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), на 14 с лишним процентов. Падение в основном "обеспечил" второй квартал (минус 37,1 процента), поскольку все-таки в первом квартале на рынке наблюдался рост, и неплохой - 24,5 процента. Но потом по известным причинам все понеслось под откос, ведь большую долю рынка наполняли зарубежные производители.
Так, по данным АЕБ, по итогам первой половины года, положительная динамика наблюдалась только в нескольких сегментах. Гусеничные экскаваторы благодаря февральскому росту на 55 процентов завершили полугодие с прибавкой в один процент. В плюсе также самосвалы с жесткой рамой: плюс 30 процентов, их спас январский рост в 2,4 раза. Колесные бульдозеры тоже прибавили 250 процентов в январе и 26 процентов за полугодие, но тут надо заметить, что речь идет о штучных продажах (7 единиц за 6 месяцев против двух в 2021 году). Та же история с трубоукладчиками: 21 штука против 18 прошлогодних, и вот она, положительная динамика в 17 процентов.
А вот уже сегмент экскаваторов-погрузчиков опустился во втором квартале на 66 процентов, а в первом полугодии - на 37. Погрузчики с бортовым поворотом потеряли 40 процентов за шесть месяцев, колесные погрузчики - 15, гусеничные трактора - опять-таки спасибо февральскому подъему на 52 процента - просели всего на 4 процента к началу июля. Неважнецки дела обстоят в сегменте гусеничных асфальтоукладчиков: минус 72 процента во втором квартале и минус 33 за полугодие.
В итоге же имеем, как уже говорили, минус 14 процентов по рынку в целом. Справедливости ради отметим, что падение, вызванное, безусловно, исключительно геополитическими причинами, произошло отнюдь не на падающем рынке. Рынок рос даже в пандемийном 2020 году (правда, всего на 0,3 процента). В 2021 году также, несмотря на все "прелести" коронавирусных ограничений, продажи специальной и дорожно-строительной техники продемонстрировали конкретный рост уже на 47 процентов, по данным АЕБ, было реализовано около 22,5 тысячи машин 16 типов. "В 2021 году инвестиции в технику выросли в горнодобывающей и дорожной отраслях, леспроме. Реализация крупнейших инфраструктурных проектов и наращивание их государственного финансирования также сыграло свою роль. В частности, речь о прокладке трассы М-12 Москва - Казань. Для осуществления таких грандиозных проектов необходимо обновление парка машин, что мы и наблюдали", - сообщил гендиректор АЕБ Тадзио Шиллинг.
Тем временем, оценивая объем продаж в России в 2021 году, председатель комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ Андрей Комов отметил, что "продемонстрированный рост отнюдь не означает насыщение рынка, ему еще расти и расти. Особенно в сравнении с рынками других стран. В той же Германии, где давно всё построено и вся страна "расчерчена" автобанами, рынок в 2021 году составил 44 тысячи машин".
Поэтому еще в начале этого года потенциал для роста у отечественного рынка был замечательный. Особенно для сегмента строительства - на фоне общего роста в 47 процентов продажи техники для строительной отрасли выросли на 62 процента. Но, как говорится, не срослось... Остается надеяться, что благодаря государственной поддержке отечественные производители должны быстро восполнить рыночные ниши, ранее занимаемые импортной техникой.