Составители Белой книги приводят целый ворох документов, подтверждающих, что Тайвань издревле является неотъемлемой частью Китая. Первое упоминание о Тайване как о китайском острове датируется еще 230 годом. Уже в XVII веке Китай успешно защитил свой суверенитет над Тайванем, выдворив с острова голландских колонизаторов. В 1684 году Тайвань был административно подчинен юго-восточной провинции Фуцзянь, а в 1885 году получил статус отдельной провинции в составе Китая. Сегодня в конституции КНР четко прописано: "Тайвань является частью священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела воссоединения родины - священный долг всего китайского народа, в том числе и соотечественников на Тайване".
Статус Тайваня как неотъемлемой части Китая закреплен и во многих международных документах. Так, подписанная в 1943 году США, Великобританией и Китаем Каирская декларация требует, чтобы "все территории, которые Япония отторгла у китайцев, как например Маньчжурия, Формоза (нынешний Тайвань - прим. ред.) и Пескадорские острова, были возвращены Китайской республике". Это требование подтверждено и в Потсдамской декларации 1945 года. А в американо-китайском коммюнике об установлении дипотношений от 1978 года прямым текстом подчеркивается: "Правительство США признает, что в мире есть только один Китай, а Тайвань является его неотъемлемой частью", что "правительство КНР является единственно законным правительством Китая".
Такую же формулировку почти слово в слово повторил президент США Джо Байден в преддверии визита Пелоси на Тайвань. Неудивительно поэтому, что авторы Белой книги рассматривают действия спикера палаты представителей Конгресса США прямым нарушением базовых американо-китайских договоренностей и попранием суверенных прав КНР. Отмечено: "Под дымовой завесой демократии, свободы и прав человека… антикитайские силы в США намеренно искажают суть тайваньского вопроса, который является исключительно внутренним делом Китая. Они попирают законное право Китая на защиту национального суверенитета и территориальной целостности. Это отчетливо свидетельствует о попытках использовать тайваньский вопрос для сдерживания Китая". Американским политикам напомнили, что сегодня принцип одного Китая признает 181 страна мира (в том числе сами США). Более того, его поддерживают и на Тайване: речь идет о консенсусе 1992 года, когда эмиссары Пекина и Тайбэя заявили: "в мире существует только один Китай".
Несомненно, одной из важных предпосылок урегулирования тайваньского вопроса является растущая экономическая мощь материкового Китая и постоянное укрепление торгово-экономических связей через Тайваньский пролив. Авторы Белой книги подчеркивают: "Совокупная мощь и международное влияние экономики материкового Китая продолжит расти, как и ее влияние и привлекательность для тайваньского общества. Это закладывает прочный фундамент для решения Тайваньского вопроса и придаст импульс национальному воссоединению".
Действительно, если в 1980 году ВВП материкового Китая превосходил тайваньский в семь раз, то в 2021 году - уже в 22 раза. С 1978 по 2021 годы объем торговли между двумя берегами Тайваньского пролива вырос в 7000 раз. Материковый Китай уже 21 год подряд является крупнейшим экспортным рынком для Тайваня, а также основным направлением островных капиталовложений: на материке освоено уже более 71 миллиарда долларов тайваньских инвестиций. Экономическая интеграция продолжит развиваться: сейчас прорабатываются планы создания пилотной зоны интегрированного развития берегов Тайваньского пролива в провинции Фуцзянь.
Впрочем, после визита Пелоси планы дальнейшей экономической интеграции поставлены на паузу. В Пекине решили не словом, но делом напомнить Тайваню, насколько важны для острова экономические связи с материком. В частности, введено эмбарго на поставку природного песка на Тайвань. Это способно привести к серьезным проблемам в островном строительном секторе, а что более важно - в секторе производства транзисторов и полупроводников, поскольку кварцевый песок является основным источником кремния для их штамповки. Лишившись его, Тайвань способен потерять глобальную пальму первенства в сфере производства микрочипов для электроники. Такое "китайское предупреждение действием" способно заметно поумерить пыл борцов за так называемую "независимость Тайваня", и в целом снизить их поддержку в тайваньском обществе.
В Белой книге четко обозначен и процессуальный аспект решения тайваньского вопроса. Авторы документа заявляют, что в целом Китай рассчитывает на мирное урегулирование проблемы в рамках политики "одна страна - две системы", которая предоставит Тайваню широкую автономию в статусе Специального административного района КНР. Именно по такому принципу состоялось возвращение под юрисдикцию КНР Гонконга (Сянган) в 1997 году и Макао (Аомэнь) - в 1999-м. "Будут полностью уважаться общественный уклад, будут полностью защищены частная собственность, свобода совести, законные права и интересы жителей Тайваня", - гарантируют составители Белой книги.
Впрочем, не исключен и вариант силового решения тайваньского вопроса. Последний может быть применен в случаях "вмешательства внешних сил или радикальных действий сепаратистских элементов". Большой новостью это не стало: еще в 2005 году КНР приняла Закон против сецессии, статья №8 которого предполагает: "В случае, если сепаратистские силы на Тайване под любым предлогом и любыми способами попытаются отколоть Тайвань от Китая, в случае крупных инцидентов, влекущих откол Тайваня от Китая, в случае, если все возможности мирного воссоединения будут полностью исчерпаны, государство прибегнет к немирным средствам и другим необходимым мерам, дабы защитить суверенитет и территориальную целостность Китая".
Этот принцип был подтвержден и в знаменитой программной речи председателя КНР Си Цзиньпина от 2 января 2019 года. Тогда глава китайского государства подчеркнул, что сила может быть направлена лишь "для противостояния вмешательству извне и небольшой горстке сторонников так называемой независимости Тайваня". "Китайцы с китайцами не сражаются", - отметил председатель КНР.
Комментируя эту речь, китайские эксперты описали наиболее вероятные пути решения тайваньского вопроса. Профессор Института исследования Тайваня при Сямэньском университете Ли Фэй считает, что наиболее вероятный сценарий - переговоры под угрозой силы. Он указал, что "мирное воссоединение путем переговоров - самый оптимальный вариант, хотя и наименее вероятный". Эксперт полагает, что для такого сценария на Тайване должна существовать влиятельная политическая сила, которая бы выступала за объединение, а не ратовала за так называемую "независимость Тайваня" или поддержание статус-кво в отношениях между двумя берегами Тайваньского пролива. "Сегодня такой политической силы на Тайване попросту нет", - констатирует профессор.
Именно поэтому, по его мнению, сценарий переговоров под угрозой применения силы - наиболее вероятный. Ли Фэй напоминает, что такой сценарий уже был отработан во время гражданской войны между коммунистами и сторонниками партии Гоминьдан, которые позже бежали на Тайвань. Именно по такому сценарию китайские коммунисты в 1949 году освободили Пекин мирным путем: окружившая его Красная армия предпочла не громить город и находившегося в нем противника, а под угрозой силы провести переговоры по освобождению занятой гоминьдановцами территории. В итоге было подписано "Соглашение о мирном разрешении Пекинского вопроса", и коммунисты взяли город без боя.
Ли Фэй, вместе с тем, добавил, что в случае решения тайваньского вопроса военным путем, никаких преференциальных режимов, вроде "одна страна - две системы", на Тайване вводиться не будет. Напомним, что ранее генералитет Народно-освободительной армии Китая заявлял о способности "взять Тайвань за 100 часов". Как это может быть сделано КНР показала, проведя с 7 августа военные учения с боевыми стрельбами в шести акваториях по периметру всего Тайваня. Это крупнейшие учения вокруг Тайваня за всю историю Народно-освободительной армии Китая. Была отработана морская и воздушная блокада острова, поражение морских целей, совместные действия сухопутных войск, авиации и флота.