Одна из наиболее острых проблем ТСЖ - замена изношенных лифтов в домах, которые собирают средства на капремонт на спецсчете. Они не могут воспользоваться средствами региональных фондов капремонта для проведения этих работ, указывают в АКОН. По оценке ассоциации, жителям таких домов необходимо копить на новый лифт в среднем 13 лет. И это без учета роста цен и подорожания импортных комплектующих из-за колебаний курса рубля. "Это приведет к тому, что в использовании будет находиться требующее замены лифтовое оборудование, эксплуатация которого несет угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в таком многоквартирном доме", - отмечает президент АКОН Никита Чулочников.
Использование же кредитов для замены лифтов в ТСЖ практически невозможно, отмечают авторы письма. На это не дают согласие собственники и, кроме того, очень высоки проценты (сравнимы со ставками потребительского кредитования). Ассоциация обратилась в правительство с просьбой принять федеральную программу государственного кредитования и субсидирования капремонта лифтов, по которой будет предоставляться беспроцентный заем для проведения этих работ и субсидироваться половина их стоимости. Эту практику можно было бы распространить на все дома со спецсчетами, добавили в АКОН.
С начала 2022 года лифтовое оборудование подорожало более чем на 38%, сообщили в пресс-службе ДОМ.РФ. Был зафиксирован значительный рост стоимости металлов и электротехнической продукции (преобразователи частоты, электротехнические компоненты) из-за общего дефицита компонентов, ухода с рынка ведущих производителей, увеличения стоимости доставки. Сейчас цены поставщиков на металлопродукцию стабилизировались, импортные компоненты незначительно снизились в цене благодаря курсу рубля. Наметилось снижение себестоимости лифтов.
Из-за подорожания лифтов снизился объем заказов, что негативно повлияло на производство. По данным Росстата, в прошлом году в России выпустили 31,5 тысячи лифтов, а за первое полугодие нынешнего - лишь 9 тысяч. Но до конца года ситуация стабилизируется, считают в ДОМ.РФ. Дефицита подъемного оборудования нет - логистические цепочки восстановлены с увеличенными сроками поставки, добавили в госкорпорации.
Приспосабливаются к новым условиям и застройщики. Компании занимаются поиском отечественных аналогов и альтернативного импорта лифтов, в частности, из стран Азии, организацией там производства нужных узлов, говорит директор департамента маркетинга и разработки продукта ASTERUS Екатерина Макарова. К примеру, для мало- и среднеэтажных зданий в строящемся комплексе есть контракты с европейским производителем, и они исполняются. Для высотных зданий в компании, проанализировав варианты из Турции, Китая, Греции и Кореи, выбрали двух китайских поставщиков и российского. В массовом сегменте проблем нет, используется отечественная продукция, говорит руководитель отдела мониторинга цен ГК "Гранель" Елена Миронова. В сегментах бизнес и премиум рассматривается продукция турецких и китайских производителей.