- Через область проходят ключевые транспортные потоки, связывающие западные и сибирские регионы России с Дальним Востоком и рынками Северо-Восточной Азии. Такие условия создают основу для развития транспортного комплекса, логистики, экспортно-ориентированных производств и, конечно, туризма, - отметил зампред правительства Приамурья Павел Пузанов. - Роль региона как ключевого транспортного транзитного центра ДФО возрастает по мере наращивания межрегионального грузооборота и развития торговли России со странами АТР, в том числе с КНР.
Сегодня сразу четыре проекта Амурской области включены в перечень проектов межправительственной росийско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству: Амурский газохимический комплекс, метанольный завод, трансграничный автомобильный мост и канатная дорога. И еще один - транспортно-логистический терминал (ТЛТ) - в перечень перспективных проектов.
- Такой потенциал еще несколько лет назад и определил наши планы по созданию современной логистики в интересах участников внешнеэкономической деятельности, - подчеркнул Павел Пузанов.
Международный транспортный коридор, формирующийся в привязке к автомобильному переходу Благовещенск - Хэйхэ, в области условно называют "Амур-1". Элементы МТК - трансграничный мост, ТЛТ, канатная дорога и международный аэропорт Хомутово - создают основу для транспортной, деловой и туристической связности двух приграничных городов на берегах Амура.
- Мы с российской стороной совместно приняли решение, что будем делать наши погранпереходы ведущими деловыми центрами. Наш кластер свободной торговли готов на принципах открытости и сотрудничества взаимодействовать с подобными структурами Амурской области, - заявил заместитель мэра Хэйхэ Лю Чжинцзян. - У нас уже строится зона свободной торговли площадью 20 квадратных километров. Мы проходим внутрикитайскую процедуру для получения разрешения на строительство трансграничного транспортного коридора. И Хэйхэ станет фронтальной точкой Китая для развития сотрудничества с российскими партнерами.
Примостовая зона на российской стороне, как считают в правительстве Амурской области, обладает потенциалом для формирования здесь универсального хаба. Он может стать центром консолидации и деконсолидации грузов по схеме "низкий автотариф по Китаю - железнодорожная перегрузка в РФ с последующей доставкой в западные части России". Расположение погранперехода позволяет сократить пробег по России до 1,5 тысячи километров относительно ближайших точек формирования грузов во Владивостоке и Уссурийске без существенного увеличения пробега по Китаю.
- Развитость дорожной сети КНР, направленность магистральной дорожной сети к северу и востоку от Пекина, прежде всего на провинции Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, позволяет расширить полезный охват зоны обслуживания грузов наших логистических проектов, - уверен Павел Пузанов.
Формирование МТК "Амур-1" позволит значительно повысить конкурентоспособность продукции не только Амурской области, но и всего ДВ, ориентированного на растущие рынки Северо-Восточной Азии. Проект существенно увеличивает пропускные способности границы двух государств - до четырех миллионов тонн грузов в год.
- С учетом нового формата мировой экономики логистические хабы Дальнего Востока приобретут стратегическое значение, - указал Владимир Коновалов, генеральный директор компании, реализующей в Приамурье проекты ТЛТ "Каникурган" и трансграничной канатной дороги через Амур.