Осенью 2021-го основную вину за задержку рейсов возложили на глобальный логистический кризис, а также повышенное внимание портов и морских перевозчиков к коммерческим (экспортно-импортным и транзитным) грузам в ущерб каботажным. В особенно сложном положении тогда оказались терминалы Приморья, где скопились грузы, предназначенные для последующей отправки на север.
- Угрозы повторения ситуации нет. Определен перечень социально значимых грузов, им уделяется пристальное внимание. Каждую неделю проходят заседания рабочей группы с участием минтранса, регионов, портов, судоходных компаний и грузоотправителей. Суда зарезервированы, пока все отгрузки идут ритмично, - заверил корреспондента "РГ" начальник отдела развития транспортной инфраструктуры и Севморпути департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инвестпроектов минвостокразвития Олег Рой.
Нет тревожных сигналов и из субъектов ДФО. В Якутии с начала навигации в труднодоступные районы отправлено свыше миллиона тонн грузов. Глава республики Айсен Николаев заверил, что завоз "идет по графику, план выполнен на 53 процента", подчеркнув при этом, что особое внимание уделяется поставкам угля.
На Чукотку уже завезли более половины необходимых продуктов.
- По сравнению с данными аналогичного периода прошлого года мы видим увеличение не только судозаходов, но и объема завозимых грузов, - сообщил начальник департамента промышленной политики округа Виктор Бочкарев.
Правительство ЧАО и Транспортная группа Fesco подписали соглашение "об организации стабильных и регулярных морских перевозок сухих контейнеров, автотранспортной и специализированной техники, негабаритных грузов". Под гарантии обеспечения грузовой базы компания обязалась ежегодно выполнять как минимум шесть рейсов по маршруту Владивосток - Анадырь - Эгвекинот. Теплоход "ФЕСКО Магадан" в июне доставил в Эгвекинот более 90 контейнеров с продуктами питания, стройматериалами и техникой, а затем в Анадырь - 325 контейнеров с аналогичной продукцией.
Компания "СЕВЕР Спецперевозки" привлекла для северного завоза сухогруз "Аркадий Чернышев". С июля он работает на маршруте между портами Владивосток, Анадырь, Беринговский, Угольные Копи, Провидения и Певек. За навигационный период планируется выполнить три рейса, доставить в северные порты 30 тысяч тонн различных грузов.
- Мы возим их на Чукотку с 2011 года. К сожалению, количество флота не отвечает потребностям региона, и у клиентов возникают проблемы с отправкой генеральных грузов, особенно ближе к концу навигации. Так, на июльских и августовских рейсах можно найти местечко в последний момент, а вот осенний рейс уже загружен по заявкам на 100 процентов, - отметила директор компании Дарья Кудрина.
В усиленном режиме работает в летнюю навигацию порт Магадана. В регион активно везут продукты, лекарства, технику и стройматериалы. Но главный стратегический груз - уголь. Для длинной магаданской зимы нужно около 260 тысяч тонн. Пока завоз идет даже с опережением графика, ресурс складируют на Магаданской ТЭЦ.
По информации министерства ЖКХ Хабаровского края, в северные районы края до 20 октября планируется доставить 32,1 тысячи тонн дизельного топлива, каменного угля, мазута, моторных масел и бензин. Все проходит в штатном режиме.
В организации северного завоза активно задействован порт Ванино. За шесть месяцев 2022 года он отправил более 120 тысяч тонн угля в Петропавловск-Камчатский, Охотск и Магадан. Всего в ходе летней навигации сухогрузам предстоит доставить из Ванино в отдаленные районы Дальнего Востока более 300 тысяч тонн угля.
Своя программа северного завоза у Восточного военного округа. В отдаленные гарнизоны, дислоцированные в районах Крайнего Севера, Камчатки, Курильской гряды, Сахалина, острова Врангеля, доставлено более 25 тысяч тонн грузов из необходимых 42 тысяч.
В структуру северного завоза намерены вписать Севморпуть. В конце июля контейнеровоз ФГУП "Росатом" доставил на Камчатку 149 контейнеров и 48 металлоконструкций. Это первый каботажный рейс по субсидируемым грузовым тарифам, организованный в рамках федерального проекта "Развитие СМП" Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Второй рейс запланирован на сентябрь-октябрь. Судно может взять на борт 204 рефконтейнера (или более 1300 так называемых сухих контейнеров).
- Мы по пути видели много судов, трасса Севморпути оживает, что очень радует. У всех есть желание наладить здесь регулярные перевозки, - рассказал капитан судна Олег Марков.
Переход из Санкт-Петербурга в Петропавловск-Камчатский занял 20 суток. В обратный путь контейнеровоз отправился в Мурманск с грузом свежемороженой рыбы.
- Нам нужны регулярные рейсы, чтобы все, прежде всего рыболовецкие компании, могли планировать погрузку, отправку и свои финансовые ресурсы. Мы должны обеспечить четкие правила игры и донести их до участников, - отметила зампредседателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение, утверждающее план развития СМП до 2035 года. Как отмечается в документе, главные цели этой работы - обеспечить надежную и безопасную перевозку грузов и товаров для людей, живущих в районах Крайнего Севера, а также создать условия для реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне страны. План включает в себя как новые, так и уже реализуемые мероприятия.
Между тем законодательная работа продолжается. Члены Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Совета Федерации на последнем перед думскими каникулами заседании рекомендовали принять отдельный закон, в нем четко определить понятие "северный завоз", единые подходы к планированию и прогнозированию объемов поставок, круг его субъектов, установить перечень грузов, меры господдержки участников завоза, планирование, реализацию и контроль за исполнением.
- Транспортная логистика и схема северного завоза должны быть четко проработаны. Это вызвано спецификой территорий, в том числе невозможностью собственного производства некоторых видов продукции. Законопроект должен быть внесен и принят в осеннюю сессию, чтобы в будущем году заработать в полную силу, - заявил сенатор Александр Акимов.