- В апреле 2020-го мы с мамой продали квартиру в Новокузнецке и купили две однокомнатные в строящемся доме N 26А микрорайона Кемерово-Сити. Одну - за наличный расчет, другую - в ипотеку под 8,5 годовых плюс банковская страховка на три года. Других вариантов у меня, в то время индивидуального предпринимателя, не было, - рассказала корреспонденту "РГ" Ольга Суханова. - Самое обидное, что буквально через месяц после заключения договора в стране начала действовать система эскроу-счетов, и ипотечный процент снизился до 5,5. Но нас, увы, это уже не коснулось. Надежду вселяло, пожалуй, лишь то, что сделку оформляли не на стадии котлована - дом был практически готов. Да и застройщик - крупная, известная в Кузбассе компания. Еще сыграло роль, что буквально в двух шагах строится новая школа, а у меня ребенок на инвалидности. Плюс нас заверили: процесс ввода домов - нашего и соседнего, N 26Б, - под контро-лем у руководства области.
Многоэтажки на Притомском изначально должны были сдать до конца мая 2021 года, и не позже чем через шесть месяцев передать жильцам ключи. Однако ввод отложили до сентября, потом до ноября, после перенесли на февраль 2022-го, а там и вовсе на апрель. Только и в апреле долгожданного события не произошло. Вместо этого дольщиков пригласили подписать дополнительные соглашения о продлении сроков ввода объектов в эксплуатацию из-за пандемии коронавируса.
Не добившись, в чем же истинные причины затягивания сроков сдачи жилья, дольщики решили обратиться в правительство Кузбасса, администрацию города и контролирующие органы. "В данный момент застройщиком завершаются необходимые испытания систем пожарной безопасности жилого дома, после чего будет назначена итоговая проверка. Планируется, что в апреле дом будет введен в эксплуатацию с зимним вариантом благоуст-ройства, что допускается нормативными актами", - ответил в апреле на обращение инициативной группы начальник областной инспекции Госстройнадзора Евгений Дудаков. И добавил, что нарушение сроков передачи объектов долевого строительства влечет за собой не административную, а гражданско-правовую ответственность. То есть жалобщики вправе обратиться в суд.
- В сентябре 2021-го мой сын Денис пошел в первый класс, конечно, не в Кемерове, как мы планировали, а в Белово. Там они с бабушкой сейчас живут в небольшом дачном домике. Мне же пришлось снять квартиру: работа ревизора магазинов крупной торговой сети связана с командировками по всей области, после ночных смен приходится днем отсыпаться. На выплату кредита и аренду жилья уходит половина зарплаты, от бывшего мужа - ни алиментов, ни какой-либо другой помощи. Он сразу сказал: "Дети-инвалиды мне не нужны", и уже четыре года как лишен родительских прав. Нет, я не жалуюсь, стараюсь не расстраиваться - берегу силы. Только очень боюсь потерять работу, и на то, чтобы судиться, не хватает времени, - признала Ольга Суханова.
А вот ее друзья по несчастью - Гульнара Сахабутдинова и Александр Голяков - до суда дошли. Они выполнили все обязательства перед застройщиком, заплатив за квартиру в доме N 26Б почти 3,2 миллиона руб-лей. Застройщик же и задержал передачу объекта долевого строительств, и на письменные претензии не ответил. В итоге Заводский районный суд Кемерова в мае 2022-го постановил взыскать с ООО "Специализированный застройщик "Кемерово-Сити"в пользу Сахабутдиновой 110 тысяч, а в пользу Голякова - 90 тысяч рублей, включая неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. И уже в июле 2022-го аналогичное решение вынес Центральный райсуд Кемерова. Он обязал компанию-застройщика выплатить одному из дольщиков более 152,7 тысячи, а другому - почти 204,5 тысячи рублей.
- Новый срок ввода нашего дома - конец сентября, - продолжает Ольга Суханова. - Правда, нам уже выдали ключи, чтобы мы смогли начать ремонт квартир, ведь стройматериалы дорожают. Все, что я смогла сделать - наклеить обои в кухне и частично установить сантехнику. А на остальное придется брать кредиты. Кстати, в маминой квартире уже появились непонятные трещины на балконе. А еще у нас нет управляющей компании, территория не охраняется, в подъездах частенько ночуют люди без определенного места жительства. И как наше новое жилье будет выглядеть через пару месяцев?
Когда Ольга с сыном приходят в новую квартиру навести порядок, они видят, как прямо напротив их дома на набережной Томи тот же самый застройщик ударными темпами возводит "Кузбасс-Арену". Спорт-комплекс растет на глазах. А дома на Притомском обрастают уже самыми разными версиями. Например, что возникли проблемы с грунтом, а дома стоят на склоне, что там неправильно сделана ливневая канализация, что подрядчикам до сих пор не заплатили за работу. И так далее.
В областной инспекции Госстройнадзора корреспонденту "РГ" сообщили, что на днях подвели итоги внеплановой выездной проверки обоих объектов. Она показала, что застройщик отступил от требований проектной документации при выполнении благоустройства территории, прилегающей к домам. После того, как выявленные недочеты будут устранены, и застройщик известит инспекцию об окончании строительства, она рассмотрит вопрос о выдаче ему положительного заключения. А ответ на запрос в ООО "СДС-строй" еще не получен. Мы будем держать читателей в курсе событий.
Тем временем
С 2019 года в Кузбассе, по данным администрации регионального правительства, восстановлены права более восьмисот граждан - участников долевого строительства. В эксплуатацию введено пять проблемных объектов - в Кемерове, Осинниках, Междуреченске и Кемеровском округе. На их достройку и выплату компенсаций израсходовано более 740 миллионов рублей. "На эти цели направляются и федеральные, и региональные средства. Появление новых обманутых дольщиков в регионе недопустимо, недобросовестные застройщики должны отвечать за свою неэффективную работу, в том числе в судебном порядке", - подчеркнул губернатор области Сергей Цивилев.