Поделиться

    Инфраструктурная пятилетка

    Промышленники предложили распределить бюджеты на дороги, школы и детсады
    Свердловская область входит в российский топ-5 по количеству выданных разрешений на строительство (4,9 миллиона квадратных метров) и часто становится испытательным полигоном для новых материалов и технологий. Как чувствует себя отрасль в непростом 2022 году? Этот вопрос мы задали Валерию Ананьеву, гендиректору компании "Атомстройкомплекс", главе комитета по строительству Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП).
    Валерий Ананьев: Хотелось бы, чтобы в городе и области была принята пятилетняя программа развития, аккумулирующая планы застройщиков и власти.
    Валерий Ананьев: Хотелось бы, чтобы в городе и области была принята пятилетняя программа развития, аккумулирующая планы застройщиков и власти. / Пресс-служба компании "Атомстройкомплекс"

    Валерий Михайлович, не ждет ли нас дефицит новостроек в будущем, ввиду того что новые объекты стали придерживать из-за недостаточного спроса?

    Валерий Ананьев: Действительно, сегодня рынок предложения. Отрасль разогналась в 2021 году, тогда стартовало много новых проектов, сейчас эти здания вводятся в эксплуатацию. Не думаю, что дефицит возможен, разве что меньше станет уникальных лотов, которые всегда первыми вымываются при продажах, но так происходит во все времена.

    Уникальные в сегодняшнем понимании - это планировки с наибольшей эффективностью. Можно купить квартиру площадью 60 квадратных метров, где будет некомфортно одному, а можно на тех же 60 квадратах разместить семью, и ей не будет тесно. Мы стремимся строить такое жилье, где каждый метр работает на 100 процентов. Это обеспечивается в том числе функциональностью планировок, когда помещения проектируются под разные жизненные сценарии. Играет роль и внутренняя инфраструктура комплекса, и качество благоустройства, и насыщенность среды рядом с домом.

    Нет ли риска, что в 2022 году не останется денег на социальную инфраструктуру?

    Валерий Ананьев: Напротив, сегодня мы как никогда много строим бюджетных объектов: дорог, школ, детских садов. Наконец-то появились проекты новых медицинских учреждений - например, мы строим новую поликлинику в Академическом.

    Без сомнения, появление таких объектов в Екатеринбурге - счастье. Но хотелось бы, чтобы в городе и области была принята пятилетняя программа развития, аккумулирующая планы застройщиков и власти. Чтобы и бизнес, и жители понимали, когда, где и за счет какого бюджета будет возводиться новая инфраструктура.

    Сегодня существует немало эффективных инструментов строительства дорог, объектов образования. Помимо прямого финансирования есть инфраструктурные облигации, ГЧП. Осталось определить очередность создания инфраструктуры в районах, распределить между ними источники финансирования и действовать по четкому плану. Понимание, что это необходимо, есть. Более того, крупнейшие застройщики в рамках комитета по строительству СОСПП уже активно работают над созданием пятилетней программы совместно с администрацией Екатеринбурга и областным правительством.

    Требуется ли корректировать проекты, реализуемые по госконтрактам, в изменившихся условиях?

    Валерий Ананьев: Конечно, нам приходится с этим сталкиваться. В частности, заменять материалы и оборудование на доступные аналоги, увеличивать бюджетирование. Это неприятно, но не критично. Я вообще считаю, что нет более изобретательных людей, чем строители. И застройщики, и власть находятся в одной лодке: все понимают, что развивать инфраструктуру необходимо, это важная составляющая комфорта и драйвер экономического развития. Разработана и успешно функционирует эффективная система контроля, которая позволяет подрядчику обосновать необходимость изменения проектов.

    С 1 сентября в стране переведут более 10 тысяч обязательных строительных нормативов в разряд добровольных. Как вы оцениваете такую меру поддержки?

    Валерий Ананьев: Обязательно необходимо надзирать за всем, что касается безопасности. А в остальном важнее не столько снять ограничения, сколько передать контроль за корректировкой норм и требований к строительству одному органу. Сегодня кто только их ни разрабатывает: МЧС, Роспотребнадзор, другие ведомства. Требования часто меняются, пересекаются между собой. Было бы эффективнее, если бы все новые нормы и корректировки проходили через один орган, например минстрой, тогда наша работа была бы более предсказуемой.

    На Госсовете по строительной отрасли и ЖКХ Свердловская область выдвинула несколько предложений по импортозамещению. Как ускорить переоснащение стройиндустрии?

    Валерий Ананьев: Нашей отрасли в некотором смысле повезло - за рубежом закупается лишь небольшой объем комплектующих. Мне кажется, нужно говорить не просто об импортозамещении, а о программе развития индустрии стройматериалов в принципе, вводить новые инструменты поддержки. В частности, хотелось бы, чтобы промышленная ипотека покрывала не только возведение заводской коробки, но и закупку оборудования, технологий. Кроме того, нужны другие льготные займы - это откроет перед производителями новые возможности.

    Снижения цен на стройматериалы в ближайшее время я прогнозировать не могу, они сложились в силу определенной структуры себестоимости, и маржа там не такая уже высокая. Другое дело, что надо повышать производительность труда, чтобы цены не росли дальше, приобретать новые технологии, совершенствовать продукцию. В частности, "Атомстройкомплекс" рассматривает возможность запустить на заводе в Сысерти еще одну производственную линию - архитектурного цемента. Из него изготавливают белый бетон для современных интерьеров.

    Другой пример: в Екатеринбурге много фасадов из "мокрой штукатурки", через 9-10 лет они выцветают, осыпаются. Пора переходить на более современные методы отделки. С этой целью мы разработали технологию двуслойной кладки блоков автоклавного твердения с облицовкой из силикатного кирпича. Меланжевая, объемная кладка смотрится очень эффектно, в то же время снимаются все вопросы по теплоизоляции. Готовы совершенствовать и производство в Каменске-Уральском, чтобы выпускать не только цветной кирпич, но и окрашенный, глазурованный.

    Отрасль сегодня получает беспрецедентную поддержку, многие процессы перестраиваются, становятся более эффективными. Перед нами стоят масштабные задачи по развитию производства, сохранению исторического наследия, созданию инфраструктуры. Работая сообща, мы непременно их решим и сделаем жизнь наших земляков еще комфортнее и счастливее.

    Поделиться