11.08.2022 13:23

Уральские IT-решения помогли риелторам улучшить продажи жилья

Если раньше для оформления сделки с недвижимостью нужно было занимать длинную очередь в МФЦ и приносить пачку документов, то сейчас все можно сделать онлайн. Цифровые решения помогают ускорить процедуру регистрации жилья вдвое. Их создают и госведомства, например, Минцифры РФ с Росреестром интегрируют новый сервис с порталом госуслуг. Какие технологии уже доступны на рынке?

Новые технологии сегодня применяются не только в возведении и отделке зданий, но и в продажах
Новые технологии сегодня применяются не только в возведении и отделке зданий, но и в продажах / Татьяна Андреева/РГ

Во-первых, востребованы платформы для управления сделками. Они автоматизируют разные этапы, от получения ипотеки до электронной регистрации, и делают процесс купли-продажи бесшовным. В УрФО такую систему уже внедрили около трети девелоперов, в целом по России - более 80 строительных компаний и риелторов. Как отмечает директор по развитию "Сделка.РФ" Ольга Сидоренко, это дает возможность застройщику или агентству нарастить продажи, не увеличивая штат специалистов.

Во-вторых, уральские разработчики предлагают сервис для заселения и передачи ключей, который облегчает процесс сдачи жилья. Покупатель может завести личный кабинет и записаться в нем на осмотр квартиры, а застройщик - получить от клиента обратную связь в виде пометок на виртуальном макете: что нужно доделать, какие замечания устранить. Большинство новостроек Екатеринбурга сегодня использует эту платформу.

- Система внутренней аналитики показывает, сколько и каких замечаний чаще предъявляется к объектам. Это стимулирует подрядчиков повышать качество работ, а также делать все процессы прозрачными, - говорит основатель сервиса для сдачи готовых объектов "Базис.Ключи" Артем Глухих. - Внедрению подобных систем в сфере недвижимости во многом способствуют банки и эскроу-счета. Но для автоматизации работы требуется обучить персонал строительных фирм.

На базе сервиса в том числе развивают продукт для контроля строительства объектов. Хотя перевести бизнес-процессы в "цифру", по данным исследования компании Profitbase, готовы далеко не все застройщики: электронный обмен документами использует лишь 13 процентов из них, а регистрирует сделки онлайн - 38. Передачу квартиры дистанционно осуществляет 17 процентов российских строителей, а оформление ипотеки - 56.

- Тем не менее за последние два года доля онлайн-сделок значительно выросла. Это глобальный тренд, например, банковский сектор давно перевел в онлайн большинство финансовых сервисов. В сфере недвижимости тоже идут изменения. Переход сдерживает, как правило, консервативность самих застройщиков, которые переоценивают значимость личного контакта с покупателем и считают, что он не готов к онлайн-покупкам, - высказывает мнение директор по маркетингу Profitbase Артем Лесников.

Для регистрации сделки требуется выполнить ряд условий, в частности, завести квалифицированную электронную подпись. Юрлицам и индивидуальным предпринимателям ее выдают бесплатно в ИФНС и доверенных удостоверяющих центрах. А покупатели жилья могут оформить документы с помощью квалифицированной подписи - ее можно получить не только в специальных организациях, но и в приложении для смартфона через технологию NFC с помощью загранпаспорта нового образца.

- Выпуск подписи для физлиц интегрирован с сервисом мобильного электронного документооборота. Он довольно широко применяется в разных сферах бизнеса, от логистики до страхования. Агентства недвижимости с его помощью могут удаленно оформить акт демонстрации, договор комиссии с клиентом-физлицом, выпустив для него дополнительную неквалифицированную мобильную подпись, - поясняет сооснователь онлайн-сервиса Nopaper Николай Адеев.

К слову, в Минцифры РФ для заключения электронных сделок предлагают использовать мобильное приложение "Госключ". При этом в суперсервисе "Мое жилье", который разрабатывают при поддержке ведомства, можно будет составить договор купли-продажи, ипотеки или долевого участия.

Сами риелторы утверждают, что всегда старались автоматизировать рутинные процессы - размещение объявлений, подачу документов и т. д. Им уже не обойтись без CRM-системы для ведения клиентской базы, сервисов безналичных расчетов. Однако для них в этом есть и минус: тренд на дистанционное обслуживание приводит к тому, что забронировать объект можно без участия менеджера по продажам. Впрочем, безработица им пока не грозит.

- Цифровые технологии хорошо показали себя в работе с объективными факторами вроде регистрации права собственности в Росреестре, но риелтор выполняет другую функцию - ведет переговоры с клиентом. Сервисов, которые договорятся с десятком заинтересованных лиц об условиях проведения сделки, нет, а значит, услуги специалистов по недвижимости останутся востребованными, - рассуждает эксперт Уральской палаты недвижимости Станислав Галкин.

Преимущества онлайн-инструментов отмечают и девелоперы. Внедрение электронной регистрации, по их словам, сокращает оформление сделки до пары дней (в бумажном формате цикл длится в два раза дольше).

С ростом скорости обслуживания меняется и пользовательский опыт: клиент контролирует процесс в режиме реального времени, чтобы не приобрести кота в мешке, и избегает юридических рисков.

Эксперты резюмируют: сфера недвижимости в силу своей консервативности пока отстает по темпам цифровизации от других, например финансовых технологий и ретейла. Но динамика есть: по данным портала о цифровизации девелопмента Digital Developer, рынок IT-решений в отрасли вырос в России за 2017-2021 годы более чем в 3,5 раза, достигнув 20,5 миллиарда рублей.