В Испании предложили законопроект, который позволит быстро выселить сквоттеров

iStock

В Испании остро стоит проблема захвата жилья посторонними людьми. Дело в том, что многие испанцы имеют не одну квартиру, а несколько. Вторая обычно расположена на побережье и пустует большую часть года, владельцы приезжают туда только летом, когда у них отпуск. Конечно, есть и те, кто живет за счет сдачи квартир и апартаментов в аренду, но таких гораздо меньше.

Тем не менее, и у них случается так, что недвижимость простаивает без дела, и в определенный момент в ней могут оказаться незаконные жильцы. Выселить сквоттеров крайне сложно. По испанским законам, полиция не имеет права проникать в помещение, и забаррикадировавшиеся захватчики жилья чувствуют себя в безопасности. Из-за юридических нюансов тот, кто находится внутри помещения (даже если это вор), имеет на него больше прав, чем владелец, стоящий по другую сторону двери. Задержать нарушителя можно, только если он сам выйдет за порог, но у полиции просто нет возможности круглосуточно дежурить у двери. И чаще всего стражи порядка вновь появляются возле захваченной сквоттерами квартиры только после получения судебного ордера, а на это могут уйти годы.

И вот теперь ситуация может кардинально измениться. Оппозиционная Народная партия представила в парламенте законопроект, который в случае его принятия позволит быстро выселить захватчиков, сделает невозможной регистрацию сквоттеров в чужих квартирах, а также ужесточит наказание. Консерваторы хотят, чтобы проблема решалась в течение 24 часов. Они также просят, чтобы дела против сквоттеров могли отрываться не только по запросу владельцев квартир, но и по требованию сообществ собственников, поскольку именно они чаще всего выявляют нарушения, особенно когда владелец постоянно проживает в другом городе.

Как заявил член Народной партии Хайме де Олано, это "серьезная проблема", с которой ничего не было сделано после прихода к власти социалистов. "Нас поразило, как Испанская социалистическая рабочая партия изменила свою позицию в отношении явления сквоттинга", - отметил он, обратив внимание на то, что раньше ИСРП защищала право на частную собственность, а теперь вообще отрицает наличие проблемы.

Стоит отметить, что особо остро проблема проявилась в период пандемии, когда в Испании был введен карантин. После окончания первой волны COVID-19 и отмены ограничений, что совпало с началом сезона отпусков, многие испанцы отправились на отдых на побережье, где у них имеются вторые квартиры. Однако выяснилось, что в период, когда квартиры пустовали, в них заселились мигранты и бездомные.

Впрочем, проблема существовала и ранее. Само явление сквоттинг появилось еще в XIV веке в Англии. Случаи захвата жилья в Европе были не редкостью после Второй мировой войны, после которой многие здания были разрушены. Испанцы с этим явлением столкнулись в основном в 2000-е годы. Тогда в стране наблюдался бум строительства, банки охотно выдавали кредиты на покупку квартир. Но после кризиса 2008 года многие испанцы лишились работы и возможности выплачивать проценты по ипотеке. Десятки тысяч людей были выселены из своих квартир, которые перешли в собственность банков и различных фондов. При этом кто-то остался жить в своей бывшей квартире, став сквоттером, и закон был на их стороне, поскольку согласно 47 статье Конституции, "все испанцы имеют право на достойное и адекватное жилье".

Чужое же жилье захватывают в основном нелегальные мигранты. Чтобы исправить ситуацию, несколько лет назад в Испании приняли закон о выселении. Для того, чтобы получить обратно свою собственность, владелец должен подать иск, на рассмотрение которого отводится около месяца (хотя обычно гораздо больше). Стоит отметить, что речь идет о частных лицах и госструктурах, управляющих социальным жильем, а не об организациях или банках, владеющих множеством пустующих квартир и домов (они и узнать о проблеме могут только через несколько месяцев). Но в то же время власти дали сквоттерам возможность регистрироваться в городе, где они поселились, чтобы получать пособие по безработице, медпомощь.

По мнению консерваторов, последнее было лишним, и теперь они пытаются исправить ситуацию.