Главным героем оперы стала дочь писателя и физика Георгия Демидова, сохранившая творческое наследие репрессированного отца. Действие оперы разворачивается в павильоне около Музея истории ГУЛАГа. Ее магистральная линия - тема бесконечного поиска и возможности рождения после смерти через творчество. Именно так, проведший 20 лет в лагерях физик Георгий Демидов, получил второе рождение через публикацию его рукописей, сохраненных дочерью. Дочь еще ребенком начала поиск отца, о котором знала по обрывочным рассказам матери.
Опера так выстроена, что музыка звучит внутри зала и на улице - в Саду Памяти музея. И все пространство превращается в звуковую дымку. Сквозь нее прорываются партии сопрано - бесчисленные голоса дочерей, ищущих своих родителей, исчезнувших во время репрессий. Так режиссура композитора Даниила Посаженникова и художницы Анны Костриковой создает мистический и одновременно реальный мир.
- Репрессии глазами ребенка - это история о желании ребенка компенсировать отсутствие отца, - рассказывает режиссер и художник оперы Анна Кострикова. - Это рождает в ней волну переживаний, от страха, потерянности, отчаяния, обиды и до нежности, надежды, радости, любви. Пытаясь заполнить пустоту, девочка собирает образ отца - из обрывков воспоминаний, документов, писем, и несет эту память через все детство и юность к первой своей встрече с ним в 19 лет. А мы наблюдаем, как с годами меняется ее восприятие отца. которого нет рядом.
Музей истории ГУЛАГа и Фонд Памяти совместно с издательством Ивана Лимбаха издают полное собрание сочинений Георгия Демидова.
Справка "РГ"
Композитор Даниил Посаженников, автор музыки для балета "Последнее чаепитие", который получил Золотую маску в 2021 году. Анна Кострикова, художник лаборатории Дмитрия Крымова в театре "Школа драматического искусства".