Фестиваль отметил и еще два юбилея - 90 лет Андрею Тарковскому и 100 лет одному из основателей "Окна в Европу" Станиславу Ростоцкому. При этом, подчеркнул губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, "мы - молодой фестиваль, у нас было восемь дебютов, и это круто!".
Главное жюри в Выборге - зрители. Они отдали победу дебюту Ивана Соснина "Далекие близкие" - истории учителя географии, который едет через всю страну к своей френдессе по социальным сетям. На втором месте - "Плотник" Авдотьи Смирновой, на третьем - "Календарь ма(й)я" Виктории Фанасютиной.
Жюри конкурса игрового кино под председательством Алексея Федорченко признало лучшим фильмом "Экспресс" Руслана Братова - герой драмы, выгнанный из университета и брошенный любимой, находит выход молодой энергии в азартной, но гибельной игре. Спецпризом за женскую роль награждена Дарья Екамасова ("Накануне"), за актерский ансамбль - "Экспресс" Руслана Братова, лучшим оператором назван Александр Худоконь ("Экспресс"). Особого упоминания жюри "за дуэт антагонистов" (актеры Владимир Сарапульцев и Данил Тябин) удостоился "Император" Альфии Хабибуллиной - история о конфликтном классе, в который пришел новичок, и предстоит нешуточная война за лидерство. Лучшим музыкальным решением признан саундтрек Антона Силаева к драме "Велга" по мотивам Ивана Бунина.
Фильм "Далекие близкие" получил и еще один приз - медиаконгресса "Содружество журналистов". Критики отдали предпочтение "Императору". Президент фестиваля Армен Медведев наградил фильм Михаила Брашинского "Волны" о человеке, пережившем трагедию, после чего его жизнь раскололась на две части; приз имени Саввы Кулиша достался фильму "Выборг, свой берег" Ашота Джазояна - о жителях Выборга, которые творят историю родного края.
Жюри конкурса неигрового кино сочло лучшим фильмом "Огонь" Анны Яновской, проследившей путь Благодатного огня от Иерусалима до сибирских глубин. Особых упоминаний удостоились "Камни" Армана Айвазяна и "Легенды Дальнего Востока" Сергея Винокурова - документальный рассказ об истории фермерства на крайних рубежах России и о сегодняшних рисковых поселенцах, участниках национального проекта "Дальневосточный гектар".
В конкурсе анимации победил "Мой друг тигр" Татьяны Киселевой, специальных упоминаний удостоились фильмы "Мой солдатик" Екатерины Черной, "Белый-белый день" Василия Чиркова, "Апельсин" Марии Якушиной, "Искра" Валентины Набиулиной.
Если судить по афише конкурса, "Окно в Европу"-2022 обозначило как главную проблему современности состояние растерянности, в котором пребывают наши подростки, лишенные ориентиров и ясных целей в жизни. Фестиваль ознаменовал всплеск "женской режиссерской волны" в нашем кино и предъявил публике россыпь новых имен. Теперь, подхватив выпавшее из рук "Кинотавра" знамя главного российского фестиваля, он вступает в четвертое десятилетие - по человеческим меркам, самый плодотворный возраст.
- Я посмотрела почти всю программу, и трудно было не обратить внимание на одну закономерность. В документалистике поднято множество тем: и космос, и жизнь на Чукотке, и рассказ о полярниках, больше года живущих в изоляции, представлена широта жизни, объем. И меня удивило, что в игровом кино и анимации так много депрессии и смерти. Причем игровые фильмы задуманы не сегодня, еще до ковида. Но в них нет попытки анализа того, что происходит с героями: они как появляются с депрессией, так с ней и выходят, и слава богу, если живые. И хочется спросить молодых кинематографистов: "Что с вами не так"? Мое поколение пережило 90-е. Это было непросто: из советской страны, жившей по вполне понятным правилам, выйти в чистое поле, в никуда. А этим ребятам дано так много интересного, но мы получили депрессивное поколение, углубленное в бесконечное самокопание и рефлексию. Почему же документалисты находят светлые краски, а режиссеры игрового кино нет? Поэтому мы и признали лучшим "Экспресс" - фильм не про смерть.
Я давно заметил, что лучшие фильмы - документальные: мы ближе к жизни. Были работы интересные, но "конструкторы", фильмы от ума. А должен быть реальный герой, который проживает на экране часть своей жизни. И заметна тенденция: изменилась точка зрения на нас и нашу страну. Мы словно начинаем в ней заново жить. Даже умирающую деревню можно показать с любовью. Понятно, что в кино нужен конфликт, но ведь необязательно через грязь и депрессию. Ту же деревню можно показать через покосившиеся дома и спившихся жителей, а можно через девочку, которая каждое лето приезжает в деревню и проживает там лучшие дни жизни…
Беседовала Елена Боброва