В своей новой книге, небольшой, всего-то на 280 страниц, современный классик английской литературы вновь не изменяет себе. Его роман "Элизабет Финч" ироничен, философичен и трогателен. Говорят, прототипом главной героини романа стала Анита Брукнер, английская писательница и историк искусства, член Королевского литературного общества, лауреат Букеровской премии. За обычным неспешным (в традициях Барнса) повествованием о преподавателе - размышления о религии, истории, памяти и смерти: "… история не будет ждать неподвижно и безучастно, когда мы решим навести на нее подзорную трубу или телескоп; напротив, история - она живая, кипучая, порой даже неудержимая". Треть романа - эссе о взглядах римского императора Юлиана Отступника (к его личности была неравнодушна Финч), который пытался "подвинуть" христианство и провозгласить язычество в Римской империи.
Элизабет Финч преподает курс "Культура и цивилизация". Много лет спустя Нил, ее бывший студент и "Король Заброшенных Проектов", как называют его собственные дети (к слову, матерей которых от тоже бросил), разбирает записные книжки Финч, завещанные ему после смерти. Общаясь с ней во время учебы, и после, ведя беседы за одними и теми же блюдами в итальянском ресторане много лет, он так и не разгадал загадку Элизабет Финч, и теперь пытается наверстать упущенное. Возможно ли это сделать вообще? Ответ в романе Барнса.
Книгу эту, к слову, можно разобрать на цитаты, впрочем, и сама она напичкана ими, словно арбуз косточками, и многие из них без авторства. Вот, например, одна прекрасная, вспомните, откуда: "Будьте приблизительно довольны приблизительным счастьем. Несомненно и ясно на земле только несчастье"?
В Дальнем Лесу эпидемия (ничего не напоминает?). По корневизору делают страшные заявления: "Их жизнь висит на кончике хвоста! Это зверская эпидемия. Как главграчврач Дальнего Леса, я настоятельно рекомендую животным больше трех в стаи не сбиваться". "В связи с эпидемией кусь-вируса в Дальнем Лесу строжайше запрещено тереться, лизаться и оставлять метки в общественных местах… Штраф за нарушение пятьсот шишей…".
Если кто-то из детей скажет, что эту книгу эту он вовсе не ждал, то он просто не знаком со "Зверским детективом" и это нужно немедленно исправить. "Хвостоеды" - шестая часть этого цикла, такая же ироничная, социальная и держащая в напряжении до последней строчки, как и предыдущие пять. Старобинец вновь ловко переносит страсти человечества на звериную почву.
И вот Барсуки Полиции ведут расследование, откуда же взялся злосчастный кусь-вирус. И, конечно, все герои детектива по-прежнему увлечены еще и своими насущными проблемами. Старший Барсук всеми силами пытается не впасть в спячку. Барсукот страдает от безответной любви: каракал Каралин так и не отвечает по ква-каунту… Койот Йот в еще большей панике, чем обычно: его бар "Сучок" из-за вируса под угрозой…
Каждая новая книга "Зверского детектива" откликается на происходящее вокруг, но при этом не становится банальным отголоском. Здесь по-прежнему много выдуманных деталей, юмор и увлекательный сюжет, все это делает книгу по-настоящему семейным чтением: скучно не будет никому (скажу по секрету: взрослые всегда ждут продолжения не меньше детей)!
Автор этой книги еще не очень-то знаком читателю. Но после этого романа в двух частях он, несомненно, обратит на себя внимание. Рагим Джафаров писатель и сценарист. Лауреат литературных премий "Новые горизонты" и "НОС" в номинации "Приз зрительских симпатий" за роман "Сато".
Открыв этот довольно-таки увесистый томик (640 страниц!), вы окажетесь в антикварном магазине, но уже спустя несколько минут поймете - это лавка чудес, попасть в которую может каждый из любой точки земного шара. Многочисленные посетители заглядывают к хозяину лавки - Марку Кауфману, чтобы тот дал им то, что поможет исполнить их мечту или удовлетворит ту или иную потребность: от банального похудения до уверенности в себе. Но Марк не очень-то церемонится с покупателями: его ответы дерзкие и прямолинейные, а продает он порой не то, что просят у него изначально. В лавке есть и "подмастерье" - подросток сирота Эзра, со всеми присущими этому возрасту чертами характера. Не трудно догадаться, что однажды он и сам станет хозяином магазина и уже ему придется разбираться со всеми тайнами этого заведения.
Роман - замес фантастики с философской и психологической прозой. Каждая глава в нем - уже короткий сюжет, с ироничными диалогами и выводами, которые читателю придется делать самому:
- Ты как всегда! После твоих ответов вопросов становится только больше! - возмутился Эзра.
- В этом суть.
- Но мистер Гуд всегда отвечает на мои вопросы однозначно! Все сразу становится понятно!
- Как говорил один умный человек, понимание - приз для дураков, - съязвил Кауфман и углубился в газету".
Объема пугаться не стоит. В лавку вместе с ее героями можно "отправляться" с перерывами. Чтение от этого менее увлекательным не станет.