Ученый-ядерщик Александр Боровой - о Запорожской АЭС, МАГАТЭ и угрозах миру

Чем грозят Запорожской АЭС атаки украинских войск? Достанет ли США радиационное облако в случае аварии на станции? Почему МАГАТЭ не хочет разбираться в ситуации с АЭС? Об этом корреспондент "РГ" беседует с советником дирекции НИЦ "Курчатовский институт", физиком-ядерщиком Александром Боровым.
РИА Новости

Александр Александрович, какова степень опасности для Запорожской АЭС обстрелов, которые ведут украинские войска? Есть мнение, что может произойти катастрофа, которая превзойдет Чернобыль…

Александр Боровой: Это маловероятно, хотя теоретически ничего исключать нельзя. Последствия прямого попадания в реактор снаряда зависят от его калибра и мощности. Как известно, конструкция рассчитана так, что даже при прямом падении самолета реактор не должен прекратить работу. Так что, думаю, Чернобыля не будет.

Но есть другие возможности вызвать на АЭС серьезные аварии. Во-первых, ударив по электрическим сетям, отключить реактор от электроснабжения. Сразу же прекратится его охлаждение. Такой вариант в принципе конструкторами предусмотрен, и для подачи воды подключаются автономные дизель-генераторы. Но они могут работать относительно недолго, поэтому надо восстанавливать стационарное электроснабжение. А вот если не получится, или что-то случится и с дизельными генераторами, то дело плохо. Словом, атаки на электросети могут вызвать очень серьезные последствия.

Вторая неприятность - снаряд может попасть в хранилища радиоактивных отходов. Это мощные бетонные емкости, которые трудно разрушить, но опять же все зависит от силы удара. Последствия - радиационное загрязнение окружающих территорий. По сути, речь идет о так называемой "грязной" бомбе.

И третье. Можно обойтись вообще без разрушений, но создать для персонала станции, а это тысячи людей, условия, когда не то, чтобы работать, а находиться на территории станции в принципе невозможно. Представляете, вам надо управлять АЭС, а за стеной взрывы, грохот. А ведь работа на станции очень непростая и очень ответственная, любой стресс для сотрудников опасен.

Не дай Бог, конечно, но если эти атаки все же доберутся до реакторов, и появится радиационное облако. Оно достанет тех, кто сегодня направляет действия Украины? До США, Великобритании?

Александр Боровой: Даже небольшая авария реакторов вызовет тяжелейшие последствия. Территории Беларуси, Украины, России, Румынии, Словакии и других стран Восточной Европы серьезно пострадают. Что касается Америки и Англии, то до них "радиационная кара" не доберется. Они работают грамотно, чтобы их эта опасность их никак не коснулась. Понимаете, ведь эти атаки на АЭС не Украина придумала.

Вообще странно. Ведь в случае катастрофы радиацию по полной программе "хлебнут" в первую очередь сами украинцы. Такое впечатление, они не ведают, что творят?

Александр Боровой: Тем, кто отдает команды об этих атаках, глубоко наплевать на свой народ. Думают, что успеют сделать ноги.

Казалось бы, уже при первых сообщениях об атаках на эту станцию МАГАТЭ должно бить в набат, срочно принять меры, чтобы остановить Украину. А там тишина или произносится что-то невнятное. Этому есть объяснение?

Александр Боровой: Если судить по сообщениям в СМИ, они делают вид, что вообще не понимают, что там происходит. МАГАТЭ оперирует сведениями, которые получает от Украины, Европы и США. Нас они, по-видимому, не слышат. А, может, не хотят слышать. Давайте представим, что они приедут на станцию, но тогда им придется сделать однозначный вывод: Украина бомбит АЭС. Кто такое позволит организации, которая зависит от США и Европы?

Но она же была создана, что предотвращать подобные ситуации. Нынешняя позиция разве ее не дискредитирует? Как она будет смотреть в глаза мировой общественности, если на станции произойдет серьезная авария? Или, как сейчас принято, во всем обвинят Россию?

Александр Боровой: Да, такой сценарий, думаю, у них уже заготовлен. Вообще хочу сказать, что если во времена Чернобыля МАГАТЭ нам серьезно помогало, то в последние годы отношение к России становилось все более предвзятым. Что касается визита сейчас экспертов на Запорожскую АЭС, на чем настаивает Россия, думаю, им говорят, вы подумайте, какой опасности подвергаетесь. Кроме того, вам русские задурят голову, они это умеют.

Предположим, что время идет, и ничего не меняется: станцию продолжают обстреливать, МАГАТЭ продолжает прятать голову в песок. Что делать? Останавливать реакторы? Такие голоса, кстати, уже звучат…

Александр Боровой: Я вижу два варианта. Первый - остановка реакторов. Хотя это очень тяжелое решение, ведь часть энергии от этой станции идет в освобожденные районы. Да и остальным украинцам очень нелегко. И ко всем уже существующим стрессам еще лишиться и электричества…

Второй - заставить замолчать их орудия. Тем более, что даже остановленный реактор представляет опасность. Конечно, не такую как работающий, но зону реактора несколько лет все равно надо охлаждать. А это мишень для вражеских снарядов…