Дрожжи в украинский политический реактор подбросили лучшие соседи: "Генерал Валерий Залужный. Главный атаман Украины" - с таким заголовком вынесла портрет генерала на первую полосу польская "Газета Выборча". Публикация романтизированной биографии генерала позволила наблюдателям думать, что очарование Зеленским в Варшаве если не прошло полностью, то появился спрос на альтернативу. "А может быть, и не только в Варшаве", - продолжили мысль комментаторы в социальных сетях. Им известна обидчивость и злопамятность Зеленского, бережно коллекционирующего свои портреты на первых полосах мировых СМИ, и поэтому появление Залужного в "Газете Выборчей" однозначно трактуется как вызов.
Разговоры о противостоянии Залужного и Зеленского начались еще в апреле, с Мариуполя, и непублично оно действительно происходит. Украинские эксперты и Telegram-каналы твердят об одном: там, где Зеленский ради своего пиара требует держаться до последнего украинца, Залужный отдает спасительный приказ отступать. Именно Залужный зарубил активно рекламировавшийся Арестовичем план наступления на Херсон и, вопреки категорическим мобилизационным запретам президента, выступает за разрешение студентам выезжать за рубеж. И значит, с точки зрения клерков президентского офиса, противоречащий комику генерал ведет собственную политическую игру.
Плацдарм для этого у Залужного есть: армия и до начала боевых действий была уважаемым государственным институтом на Украине, последней надеждой населения. Сегодня же, условно закрытая на период военного положения социология показывает, что рейтинги обоих примерно равны, а антирейтинг у Залужного меньше, чем у Зеленского.
Вопрос, почему Зеленский, подавивший все очаги политического сопротивления, включая Порошенко и лидера "мэрской фронды" Филатова, не может уволить Залужного одним своим указом, имеет простой ответ: генерал - кандидатура Пентагона, шире - США, и не зависит от украинского президента. Несмотря на внешность прапорщика-украинца из советских армейских анекдотов и баек, Залужный не имеет никаких сентиментальных связей с СССР. В военное училище он поступал уже в независимой Украине, а карьерные перспективы получил после тренингов и курсов повышения квалификации при НАТО. И уже только поэтому этот кадр понятней, ближе и полезней для американских военных, нежели львовский адвокат-пройдоха Резников, возглавляющий военное ведомство. К Залужному хотя бы не прилипнут обвинения в коррупции и перепродаже получаемого от партнеров оружия - он командует и не отвечает за материально-техническую часть.
Надо сказать, что любые предсказания о смене режима в Киеве уже завтра - спекулятивны. Накапливающаяся усталость Запада от Украины и фигуры Зеленского еще не означает экзистенциального отвращения и неизбежности принятия "окончательного решения". По законам Украины никакие выборы во время военного положения невозможны, и сегодня сложно представить ситуацию, при которой Зеленский сам объявит об отставке и преемнике. "Классическая" украинская политика, олицетворяемая Тимошенко, Порошенко, тем же Кличко, скорее мертва, чем жива, и в лучшем случае затаилась. Схема управления Украиной предельно упростилась, и вряд ли это так уж не нравится управляющим в Вашингтоне и Лондоне. И Залужный здесь служит чем-то наподобие хворостины, которой погоняют Зеленского.
Другое дело, что хозяева этой скотины привыкли иметь резервные варианты на случай непредвиденной ситуации, и Залужный в случае надобности исполнит и эту роль. Армейский переворот с установлением военной диктатуры на Украине никогда не был невероятным, а сегодня, на фоне поражений, вероятен более чем. К тому же генералы во главе колоний всегда привечались в американской внешнеполитической традиции. Куда чаще якобы избранных демагогов в британском стиле, как раз наподобие Арестовича. Его обставленная многими "если" и наверняка одобренная офисом Зеленского инициатива президентства - лишь попытка оттенить Залужного, заболтать его, создать иллюзию конкуренции. Но по большому счету это партнерская конкуренция между двумя берегами англосаксонского мира, принимающими сегодня в действительности решения на Украине, об Украине и без Украины.