Большой интерес у зрителей вызвала выставка работ Маргариты Широковских и Анны Андреевой "Природа и культура: законы взаимодействия". Оба автора в разное время окончили Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица. На выставке они представили работы, выполненные в различных текстильных техниках: гобелен, батик, текстильный коллаж и цифровая сублимационная печать на ткани. Их произведения не просто демонстрируют "петербургскую школу", но и показывают развитие одной темы в работах преподавателя и его ученика.
- С незапамятных времен Природа возникает в памятниках искусства как фон, на котором разворачиваются "главные действия" композиции, но в последнее время роль Природы переосмыслена художниками и дизайнерами. Хрупкость экологического баланса заставляет по-новому взглянуть на окружающий мир, и при этом желание сохранить его становится частью новой культуры. В основу нашей выставки легли работы, отражающие природу Северо-Запада России, близкой нашему сердцу, - рассказала о характере выставки Маргарита Широковских.
Анна Андреева призналась, что ей очень нравится выставочное пространство Новгородского культурного центра "Диалог", где разместились экспонаты.
- Мы тоже позиционируем себя как современные художники, хотя в нашем творчестве есть, конечно же, и произведения, вдохновением для которых послужили средневековые витражи, - отметила Анна.
Новгородский искусствовед и журналист, руководитель Центра современного искусства Сергей Пухачев, представивший публике петербургских художниц, отметил, что изготовление гобеленов, несмотря на все достижения прогресса, не перестало быть трудоёмким, а работа с батиком по-прежнему процесс завораживающий.
Маргарита Широковских подтвердила, что сейчас уже не заказывают, как в советские времена, многометровых гобеленов для дворцов культуры или посольств, но и работа над небольшим по размеру гобеленом занимает много времени. Кроме того, современный дизайн в текстиле это не только штучные арт-произведения, дизайн в любом случае должен тиражироваться и продаваться. Поэтому художники на фабриках перед тем, как проектировать ткань, обязательно изучают модные тенденции.
Так, например, представленные на выставке ткани Анны Андреевой - это часть ее дипломного проекта: интерьерные полотна, выполненные в технике цифровой печати. Для выставки были отобраны образцы с силуэтами деревьев, птиц, дачных домиков. Рисунок смотрится очень гармонично и мог бы успешно быть воплощен не только на шторах, но и на обоях, а также в виде отдельно взятых в раму фрагментов декоративного панно.
Что же касается батика и гобелена, то художники просят не относиться к этому виду искусства так же, как к живописи или графике. Это декоративное искусство, в котором просто технически невозможно выполнить те детали, которые можно было бы сделать в графике. А батик во время работы над ним может и самому художнику преподнести те сюрпризы и оттенки, которые он не ожидал.
- К характерным чертам "петербургской школы" декоративного искусства, ядром которой как раз и является академия Штиглица, можно отнести определенный лаконизм, склонность к монументальности и холодной цветовой гамме, - рассказала Маргарита Широковских и обратила внимание на одну из своих работ "Старорусский мотив", посвященную малой родине - Старой Руссе.
С 1 сентября Маргарита будет преподавать на кафедре декоративного искусства и дизайна Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Она уже запланировала ряд выездных занятий и пленэров для своих учеников, которые проведет не только в Великом Новгороде, но и в Старой Руссе. Несмотря на активную урбанизацию центральной части города, Старая Русса, по мнению Маргариты, сохранила свой провинциальный культурный код. И студентам будет полезно погрузиться в атмосферу города, в котором жил и писал свои произведения Достоевский, где родился известный художник XX века Василий Сварог.
Есть у петербургского художника со старорусскими корнями ещё один проект, посвященный великому русскому композитору Сергею Рахманинову, который тоже родился на старорусской земле. В следующем году, 2 апреля, мир будет отмечать 150-летие со дня рождения гениального композитора. Для организации выставки декоративного искусства, посвященной Рахманинову, Маргарита Широковских ищет в Старой Руссе подходящее выставочное пространство.