Знакомые с началом этой истории СМИ пишут, что "Терминал Сервис" - это оператор топливных карт, которые позволяли их владельцам расплачиваться на заправках большой региональной сети АЗС, в том числе в Тверской области. "Виакард" в этой системе отвечал за программное обеспечение - обслуживание терминалов, прикрепленных к его базе данных "VIACARD.proc". Деятельность "Терминал Сервиса" сводилась к приему денежных средств от покупателей (через карты) и перечислению их сбытовым компаниям, в том числе ООО "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт", для реализации топлива в точках обслуживания (АЗС). Владельцы карт "Терминал Сервиса" получали топливо на заправочных станциях. Сотрудничество длилось с 2014 года, на АЗС были установлены терминалы "Терминал Сервиса" с процессинговой системой "Виакарда", операции по топливным картам "Терминал Сервиса" документально фиксировались, а пользователи карт, как отмечает пресса, претензий не высказывали.
Требования "Виакарда" подлежат оплате за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в соответствующий реестр. В связи с тем что "Терминал Сервис" признан банкротом, бремя выплат ложится на сбытовые общества нефтяных компаний ряда российских регионов. По инициативе "Виакарда" 17 физических и юридических лиц оказались привлечены к субсидиарной ответственности по долгам "Терминал Сервиса". Основной удар, видимо, может прийтись на "Тверьнефтепродукт" как на предприятие работающее, что сложно сказать о других участниках процесса. "Тверьнефтепродукт", ООО "Татнефть-АЗС-Запад" и иные заинтересованные лица обжалуют решение Арбитражного суда города Москвы. Подана жалоба и "Виакардом", которому мало 6,5 млрд рублей, ему нужна вся заявленная сумма - 28,4 млрд рублей.
Дело в том, что тверской поставщик топлива не в состоянии полностью покрыть указанную сумму, поэтому находится под угрозой полной остановки деятельности. Следствием этого может стать увольнение более тысячи человек, остановка поставок топлива на объекты инфраструктуры Тверской области: подстанции скорой помощи, региональные отделения силовых ведомств, социальные учреждения - список огромен. Топливная безопасность целой области оказалась, по сути, в некой зависимости от решения московского арбитража. "Тверьнефтепродукт" обеспечивает львиную долю региональных топливных нужд. Поэтому замещение поставщика потребует времени. Неужели регион в этот длительный период погрузится в топливный кризис, выход из которого найти будет настолько сложно, что решением проблемы, вероятно, придется заниматься на федеральном уровне?
Процесс по делу о банкротстве "Терминал Сервиса" начался в 2018 году в столичном арбитраже, и некоторые выявленные факты способны навести на подозрения. Одно из СМИ даже назвало его "арбитражным делом о махинациях с топливом на миллиарды рублей". Впору задуматься: а не могут ли те события являться началом, например, масштабной аферы, целью которой является многомиллиардное обогащение аффилированных лиц (с использованием правового института банкротства не по его предназначению) за счет сбытовых обществ нефтяных компаний? Ведь может же быть связан кто-то с тем же "Виакардом", бенефициар? По крайней мере, в Сети встречаются такие размышления и даже называются конкретные имена.
Сначала "Виакард" в 2018 году становится кредитором "Терминал Сервиса" на сумму около 75 млн рублей. В июне 2020 года в дело о банкротстве в качестве ответчика по заявлению "Виакарда" привлечено сбытовое общество "Тверьнефтепродукт" по двум обособленным спорам: о признании недействительными платежей по договорам поставки нефтепродуктов с "Терминал Сервисом" и о привлечении к субсидиарной ответственности.
Признание сделок на миллиарды рублей недействительными - краеугольный камень всей истории. В феврале 2021 года московский арбитраж вынес определение, в котором отказал "Виакарду" в признании недействительными сделок-платежей по договорам поставки нефтепродуктов между "Терминал Сервисом" и "Тверьнефтепродуктом". Учитывая значительный объем материалов дела (более 40 тысяч листов), рассмотрение длилось более 1,5 года. В мае 2021 года Девятый арбитражный апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу "Виакарда" и с предыдущим решением согласился, поддержав эту позицию и даже усилив ее, дополнительно указав на имеющиеся в деле первичные документы и акты налоговых проверок, подтверждающие реальность поставки топлива и обоснованность платежей за отпущенное фактически топливо.
В августе 2021 года предыдущие решения арбитражных судов отменены кассационной коллегией, а дело направлено на новое рассмотрение. 19 января 2022 года в Арбитражном суде Москвы состоялось новое рассмотрение дела, в рамках которого принято противоположное первому решение, а все платежи за отпущенное по топливным картам топливо признаны недействительными. 21 апреля 2022 года Девятый арбитражный апелляционный суд делает аналогичный вывод о недоказанности фактов реализации нефтепродуктов. 7 июля 2022 года арбитраж не находит оснований для отмены новых судебных актов, признавая платежи "Тверьнефтепродукта" недействительными на сотни миллионов рублей.
Судебные решения арбитражных судов, выносимые по сделкам в рамках банкротного дела "Терминал Сервиса", противоречивы. В Арбитражном суде Московского округа (кассация) вынесены противоположные судебные акты: сделки в отношении "Тверьнефтепродукта" признаны недействительными, в отношении ООО "ТД Нефтьмагистраль" - действительными. Рассмотрение жалобы ООО "Татнефть-АЗС-Запад" по сделке отложено на 16.08.2022 г.
Пока идут заседания о признании недействительными платежей "Терминал Сервиса" со сбытовыми обществами, в том числе ООО "СО "Тверьнефтепродукт" (дочернее общество ПАО "Сургутнефтегаз"), ООО "Татнефть-АЗС-Запад" (дочернее общество ПАО "Татнефть"), ООО "ТД Нефтьмагистраль", из Твери, Татарстана, Москвы и ряда других регионов на общую сумму более полутора миллиардов рублей, в апреле 2022 года "Виакард" заявляет новое, масштабное требование к "Терминал Сервису", а по сути - к сбытовым обществам нефтяных компаний, на 28,4 млрд рублей как на компенсацию, а фактически как на упущенную выгоду, обвиняя "Терминал Сервис" во взломе программного оборудования и несанкционированном копировании базы данных, нарушении исключительных прав на базу данных. Из заявленных 28 млрд рублей судьей Марковым в конце июля обоснованными признаны требования на 6,5 млрд.
Это уже так называемое зареестровое требование, на которое "Виакард", конечно, по Закону "О несостоятельности (банкротстве)" право имеет. Решение суда о признании обоснованными требований "Виакарда" в размере 6,5 млрд рублей базируется на выводах экспертов. Однако Кира Корума, адвокат, представляющая интересы "Тверьнефтепродукта" в судах, не согласна с выводами экспертов, заключения которых представлены "Виакардом".
"Мы обратились к ряду официальных организаций, занимающихся судебной экспертизой, среди которых "АНО "Центр содействия развитию судебно-экспертной деятельности "Экспертное бюро Истина", ассоциация "Русское общество оценщиков", а также другие эксперты. В частности, специалисты "Экспертного бюро "Истина" говорят о том, что представленные в экспертном заключении ООО "Виакард" в суде содержат многочисленные нарушения, они по своей сути не основаны на каком-либо исследовании, в том числе на анализе программно-аппаратного комплекса "ВИАКАРД", поэтому содержат противоречия и неточности. Эксперты указали, что "Отчет об оценке рыночной стоимости прав на результат интеллектуальной деятельности", представленный ООО "Виакард" в подтверждение стоимости программного комплекса, не соответствует статье 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности Российской Федерации", существующим принципам и методикам проведения оценки, - говорит Корума. - По результатам экспертного анализа стало ясно, что в отчете "Виакарда" нет точного описания объекта оценки, присутствует недостаточность сведений о количественных и качественных характеристиках оцениваемых объектов, а это в совокупности и с нарушениями отдельных требований федеральных стандартов оценки не позволяет признать отчет как документ, содержащий сведения доказательственного значения".
По словам Киры Корумы, ООО "Виакард" стало формировать свою доказательную базу имевших, по его мнению, место нарушений интеллектуальных прав еще в 2016 году в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. "Тогда никто из сбытовых нефтяных компаний, включая "Тверьнефтепродукт", поставляющих топливо владельцам карт "Терминал Сервиса", даже не предполагал, что в будущем претензии будут предъявлены к ним. Именно в этих делах внесудебными экспертизами, представленными ООО "Виакард", были установлены факты нарушений в работе с программным обеспечением, реверс-инжинирингом и декомпиляцией в отношении процессинговой системы "Виакарда", что и позволило этой компании войти в реестр кредиторов "Терминал Сервиса". Позже в рамках дела о банкротстве ООО "Терминал Сервис" была назначена судебная экспертиза, в том числе по вопросам программного комплекса "Викард", против которой ООО "Виакард" возражало, ссылаясь на отсутствие программного комплекса. Сегодня внесудебным экспертам "Виакарда" отсутствие программного комплекса не помешало сделать выводы о нарушениях на 28,4 млрд рублей", - резюмирует Кира Корума.
Интересный факт отмечают СМИ: по их оценкам, ООО "Виакард" не имело выручки, сопоставимой с заявляемыми в суде миллиардными требованиями, не имело в собственности активов, стоимость которых могла бы сравниться с многомиллиардными требованиями, а в штате компании числится всего один человек. Учредителем еще одного участника судебного процесса ООО "РКК Капитал" является некто Муся Курмаев, а его однофамилец - Рустам Курмаев - является руководителем юридической компании "Рустам Курмаев и партнеры", которая представляет интересы ООО "Виакард", ООО "РКК Капитал".
Как писали СМИ, Ярослав Шицле, сотрудник фирмы "Рустам Курмаев и партнеры", ранее заявлял, что конфликт начался еще в 2015 году с "действий по попытке рейдерского захвата" компании "Виакард" руководством "Терминал Сервиса". По его словам, "Виакард" обратился в правоохранительные органы с заявлениями о хищении, а после обнаружения фактов взлома - с заявлением о неправомерном доступе к компьютерной информации и внедрении постороннего программного обеспечения, а также мошенничестве. По словам Шицле, в результате взлома причинены убытки более 9 млрд рублей. Однако компания, заявившая о таких убытках, по сообщениям СМИ, никогда официально не обладала сопоставимыми собственностью и средствами на счетах.
20 июня 2022 года Управление МВД по Сургуту возбудило уголовное дело в отношении неустановленного круга лиц из числа работников "Виакарда" и ряда других связанных с ними предприятий по факту умысла и предварительного сговора на совершение хищения денежных средств "Тверьнефтепродукта" и "Сургутнефтегаза" в особо крупном размере. Ранее в апреле по заявлению "Татнефть-АЗС-Запад" также возбуждено уголовное дело в Татарстане. В рамках уголовных дел ведутся следственные действия.
Так что же стоит за нависшей над Тверской областью пугающей тенью топливного кризиса? Возможные последствия понятны и участникам судебного процесса, и сторонним наблюдателям. Если поставщик вынужденно уйдет с рынка, как это может произойти в Тверской области, приедут ли к жителям на вызов скорая помощь, полиция? Кто вовремя доставит в детские учреждения продукты питания? Другие известные крупные игроки на рынке сбыта топлива не имеют столь разветвленной сети АЗС в области.
Очевидно, нефтяным компаниям России, как и полномочным государственным структурам, пора обратить пристальное внимание на топливные карты и механизмы их работы. Если поставки топлива по топливным картам клиентам на АЗС будут признаны недействительными в деле "Терминал Сервиса", очевидно, "кейс "Терминал Сервиса" в ближайшем будущем может повториться в любой точке страны. Последствия принятых в деле судебных решений серьезны. Будет подорвана стабильность гражданского оборота, связанная с отпуском топлива по топливным картам, тем самым создана возможность для "предприимчивых" людей к неосновательному обогащению путем получения от владельцев АЗС и топлива, и денежных средств.