Идея о неизменности моральных норм популярна у россиян старше 35 лет, а вот молодежь 25-34 лет считает, что нравственные стандарты меняются вместе с обществом.
С уровнем образованности растет часть тех, кто поддерживает мнение о постоянстве нравственных принципов (65% в группе с высшим образованием и 26% в группе с неполным средним).
Является ли мораль личным делом, спрашивают ученые? 71% респондентов не готов нарушить нравственные принципы ради достижения личного успеха. И этот показатель за 15 лет вырос на 16 пунктов. На все готовы ради успеха 23% наших граждан. А в 2005 году таких было почти в два раза больше - 40%. К сожалению, социологи отмечают, что готовность пренебречь моралью выше среди 18-24-летних (их 46%). Принципы "жизни по совести" в большей степени свойственны людям после 45 лет (таких в этой возрастной категории 77-79%).
И о влиянии государства на мораль. 71% убеждены, что благоприятный морально-нравственный климат в обществе нельзя сохранить без участия государства. Это в основном граждане старше 35 (72-76% опрошенных), с высшим образованием (75%) и проживающие в городах-миллионниках и населенных пунктах численностью до 100 тысяч человек. 23% придерживаются обратной точки зрения, считая, что государство не должно вмешиваться в моральные предпочтения людей.
Советник генерального директора ВЦИОМ, социолог Елена Михайлова:
- Морально-этические нормы выходят за рамки формальных требований и относятся к категории свободного, осознанного выбора своей позиции. Следование таким нормам - это отражение внутренних установок и убеждений. В начале 21-го века, когда система неформальных нормативных требований в России проходила перезагрузку, достижение материального благополучия любой ценой для многих воспринималось в качестве приемлемого поведения. Сегодня, в период потрясений, заставляющих задумываться о выходе за рамки накопительских потребительских практик, традиционные ценности вновь становятся неоспоримой доминантой.
Молодежь, со свойственным ей "бунтарским" поведением, стремлением к инновационным практикам всегда больше склонна к поиску новых смыслов, а барьеры для достижения высокого социального статуса вынуждают к поиску альтернативных способов достижения успеха. Однако с опытом приходит понимание, что только следование веками апробированным моральным законам является базовым условием долгосрочного развития в гармонии с окружающим миром (в противовес достижению краткосрочной эйфории в результате отступления от них).
Среди россиян по-прежнему характерно восприятие государства в качестве ключевого субъекта формирования морально-этических норм и принципов. Однако в регионах с высокой степенью саморегуляции, характеризующихся приверженностью традициям и религиозным нормам (в частности, на Северном Кавказе) такое вмешательство со стороны государства чаще воспринимается как излишнее.