Производство будет расти, но совсем не теми темпами, как в 2014 или в 2019 году. Минэнерго США ежемесячно выдает прогнозы по добыче нефти в стране, с такой же периодичностью снижая ожидаемые показатели. Первоначально ожидалось, что в 2022 году производство нефти в США в среднем вырастет более чем на 1 млн баррелей в сутки, августовский прогноз скромнее - 0,7 млн баррелей в сутки. Реальный показатель - 0,6 млн баррелей.
Сейчас самое благодатное время для наращивания сланцевой добычи: есть локальный дефицит нефти в Европе и в самих США, котировки североамериканской нефти WTI находятся на очень высоком уровне - выше 90 долларов за баррель, а в начале июля поднимались выше 120 долларов. В 2014 году при таких ценах даже без дефицита нефти добыча выросла в среднем на 1,3 млн баррелей в сутки. Но былого энтузиазма американских нефтедобытчиков нет.
Рост добычи сланцевой нефти в США ограничен желанием акционеров направлять денежный поток на дивиденды и погашение долгов, которые компании наделали в период сланцевого бума, считает портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин. Десятки компаний по добыче сланцевой нефти обанкротились в 2020 году, в том числе из-за падения цен на нефть и высокого уровня долга. Более того, резкий рост сланцевой добычи привел к коллапсу цены на нефть в конце 2014 году со 110 долларов и выше за баррель до 35 долларов. Производители нефти не хотят повторения такой ситуации и не заинтересованы в резком увеличении предложения нефти на рынке, поясняет эксперт.
Также не стоит сбрасывать со счетов смену президента в США. Бывший глава страны Дональд Трамп ратовал за развитие нефтегазовой отрасли и всячески старался ее поддерживать. Но с его уходом спокойные времена для американских нефтяников закончились.
Политика администрации действующего президента США Джо Байдена направлена на развитие "зеленой энергетики", что во многом ограничивает нефтедобычу, отмечает замруководителя практики управленческого консалтинга группы "Деловой профиль" Александра Шнипова. А после обвала производства в период коронавирусной пандемии без правительственной поддержки рынок восстанавливался очень медленно. Сегодня в США ежесуточно добывается около 11,9 млн баррелей нефти, что ниже прошлых рекордных показателей, уточняет она.
Еще одна причина отсутствия нового "сланцевого бума" в изменениях, которые произошли на мировом рынке нефти и расширяющемся энергетическом кризисе, охватившем уже почти весь мир. Сейчас принято сильно переоценивать последние призывы Джо Байдена к американским компаниям наращивать добычу нефти, чтобы снизить цены на автомобильное топливо в стране. Никакой юридической силы подобные заявления не имеют. Так же как и обещание нефтяников, данное Джо Байдену, увеличить производство на 0,7-1 млн баррелей в сутки, не более чем "мы постараемся". В США нет государственных нефтяных компаний, более того, вмешательство власти в дела бизнеса преследуется законом.
И, наконец, еще один нюанс, касающийся отношений нефтяных компаний и власти, связан декларируемой президентом США приверженности "климатической повестке". Об этом было заявлено неоднократно, и здесь слова у Байдена не расходились с делом. Приняты законы, направленные на увеличение сборов с предприятий, связанных с традиционной энергетикой. Поставлены цели по снижению выбросов и планы по увеличению мощностей возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Ждать, что после того как нефтяникам фактически сказали "вы не нужны, вы вредные, мы вас всех обложим громадными налогами", они начнут инвестировать в новые проекты и вкладываться в рост производства - верх наивности. Для серьезных инвестиций нужна уверенность хотя бы в их возврате, а желательно в получении хорошей прибыли. А провозглашение целей скорейшей декарбонизации американской экономики такой уверенности совсем не дает.
Кроме этого, есть в сланцевой истории и внешнеполитический аспект. США сейчас вынуждены обеспечивать нефтью не только себя, но и ЕС, который из-за санкций ограничивает ее импорт из России, отмечает Шнипова. Поэтому дополнительные поставки нефти с Ближнего Востока в основном идут в Европу. В то время как собственное потребление США стараются удовлетворять ростом внутренней добычи нефти, считает эксперт.