16.08.2022 17:44
    Поделиться

    В помощь летным экипажам внедрят системы искусственного интеллекта

    В помощь летным экипажам внедрят системы искусственного интеллекта. После тестирования такие системы смогут заменить второго пилота. Об этом "Российской газете" рассказали в минпромторге. Ранее министерство разместило в Единой информационной системе в сфере закупок тендер на разработку такого виртуального пилота.
    Международные стандарты все еще требуют присутствия двоих пилотов в кабине самолета.
    Международные стандарты все еще требуют присутствия двоих пилотов в кабине самолета. / Getty Images

    "Внедрение позволит снизить критические ошибки экипажа, в особенности в условиях отказов систем, а также ситуациях, приводящих к усложнению пилотирования", - отметили в министерстве. Но пока речь не идет о полной замене второго пилота средствами интеллектуализации. Сначала предполагается исследовать особенности управления с расширенными интеллектуальными функциями, выявить ограничения, правила и нормы перехода, пояснили в минпромторге. "Только после этого можно реализовывать концепцию управления с одночленным экипажем при обязательном выдерживании требуемого уровня безопасности полетов", - заключили в министерстве.

    Проект направлен на повышение уровня безопасности и снижение количества ошибок экипажа, которые приводят к катастрофам. Он должен уменьшить загруженность экипажа и упростить управление самолетом. Полученные в результате исследований результаты должны стать основой для подготовки изменений в нормативную базу, определяющую особенности эксплуатации самолетов.

    Все упирается в сертификационные стандарты и национальную ментальность, заметил заместитель председателя правительства, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, говоря о концепции виртуального пилота в интервью телеканалу "Звезда" на форуме "Армия-2022".

    "Когда мы говорим о наличии, например, иллюминаторов или переднего остекления кабины пилотов - это международный стандарт. Сегодня вы сами сказали: кнопочку нажал - взлетел, кнопочку нажал - сел. Но при этом ставятся и иллюминаторы, и остекление. Хотя степень цифрового зрения позволяет полностью уйти на LCD-экраны как в кабине пилота, так и для пассажиров", - сказал Мантуров. Но если речь идет о современных сверхзвуковых самолетах, закладывается концепция отсутствия иллюминаторов и переднего остекления. Возможно, часть таких элементов будет использована и на гражданских самолетах, заметил вице-премьер. Нужно будет формировать новые стандарты.

    Количество членов экипажа сокращается постоянно. Сперва ушли радисты, потом штурманы, бортинженеры. Каждую специальность заменяли соответствующие технологии. В обозримом будущем самолет, вероятно, останется вообще без пилотов. Два человека в кабине сейчас служат для распределения нагрузки, говорит главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Один человек вполне способен сам взлететь, пролететь и посадить самолет. Новые системы просто позволят исключить страхующего человека. "Виртуальный пилот" - это красивый термин. На самом деле речь идет исключительно о том, чтобы улучшить компьютерные способности самолета и сократить количество членов экипажа, замечает эксперт.

    Внедрение технологии "виртуального пилота" позволит снизить критические ошибки экипажа при отказе систем или в трудной ситуации

    Такие технологии сейчас разрабатываются по всему миру: задача в том, чтобы сделать их достаточно надежными, подчеркивает Борисов. Пилоты - очень дорогостоящий трудовой ресурс, поэтому в интересах авиакомпаний и в конечном счете пассажиров снизить расходы на оплату летчиков.

    Тем временем

    Режим временного ограничения полетов в 11 российских аэропортов продлен до 23 августа 2022 года 03.45 по московскому времени.

    Временно ограничены полеты в аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты.

    Поделиться