Поделиться

    Предприниматели Башкирии выступили против монополизации рынка наружки

    Операторы наружной рекламы Башкортостана выразили консолидированную позицию по поводу внесения поправок в закон о рекламе. Они считают, что предложенные изменения негативно повлияют на положение участников рынка наружной рекламы и полностью его видоизменят.

    Несмотря на то что депутаты Госдумы РФ 15 июля приняли законопроект в первом чтении, есть возможность внести коррективы в текст, чтобы успеть ко второму чтению, запланированному на 9 сентября.

    Бизнес-омбудсмен РБ Флюр Асадуллин напомнил, что поправки предусматривают установление особого режима распространения цифровой и наружной рекламы, установки цифровых рекламных конструкций, а также размещения электронных объявлений физических лиц. Для этого в России появится единый оператор.

    - Свою инициативу автор поправок объяснил необходимостью защитить рекламные щиты от потенциальных хакерских атак, а также нивелировать последствия ограничительных мер в отношении России со стороны недружественных государств, - сказал он.

    Предприниматели обеспокоены тем, что единый оператор наделяется беспрецедентными полномочиями, по сути, монополизирует рынок. Он получает право заключать договоры на 30 лет без торгов и согласований с муниципалитетами, освобождается от соблюдения отраслевых техстандартов по эксплуатации строений и сооружений, безопасности дорожного движения, охраны культурного наследия.

    Чиновники же встревожены тем, что законопроект делегирует единому оператору некоторые полномочия местных и региональных властей. В частности, по разработке и утверждению схем размещения рекламных конструкций. Сейчас именно местные и республиканские органы определяют оптимальное количество билбордов, учитывают, как их установка повлияет на архитектурный облик населенного пункта, безопасность, доступ для коммунальной техники. Когда же эти функции перейдут единому оператору, то они уже не смогут заниматься комплексным планированием мест размещения рекламных конструкций на своей территории.

    - В Башкортостане на протяжении нескольких лет проводилась планомерная работа по приведению рекламных конструкций требованиям ГОСТ. Были демонтированы рекламные щиты на эстакадах, закрывающие дорожные знаки, на территории исторической застройки, рядом с памятниками архитектуры, - говорит руководитель Агентства по печати и СМИ РБ Максим Ульчев. - В законопроекте для единого оператора предусмотрено несоблюдение требований ГОСТ и других требований ФЗ N 38 о распространении наружной рекламы, что даст ему возможность без ограничений устанавливать свои рекламные конструкции на территории муниципальных образований.

    Вызывает озабоченность неограниченность сроков действия разрешительной документации на цифровые рекламные конструкции единого оператора, а также получение мест их размещения без торгов. Муниципалитеты лишатся значительной части поступлений за предоставление права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, поскольку у них такого права уже не будет.

    Для полноценного регулирования рынка наружной рекламы региональные и местные власти предлагают привести работу единого оператора к существующим требованиям: участие в торгах на общих основаниях, невозможность изменения текущих договоров в части типов и видов, форматов конструкций и сроков действия договоров. Есть предложение обязать единого оператора соблюдать требования ГОСТ, размещать рекламу на объектах культурного наследия в случаях и на условиях ФЗ N 73 наравне с иными участниками рынка наружной рекламы. Установить единые для всех сроки размещения цифровых рекламных конструкций. Оставить право составления и утверждения схем размещения рекламных конструкций за органами местной и региональной власти.

    Рекламщики неплохо наполняют местные бюджеты. Так, в Уфе, по словам заместителя главы горадминистрации Дамира Галиуллина, объем рынка наружной рекламы в 2021 году составил 429 млн рублей, что на 25 процентов выше показателя предыдущего года, а доля диджитал-сегмента к концу 2021-го превысила 35 процентов.

    - Поступления в бюджет города от наружной рекламы в 2021 году составили 86,9 млн рублей, а за первое полугодие нынешнего - 19,7 млн. Если законопроект примут в предложенном варианте, то эти суммы будут выпадающими доходами городского бюджета, - подчеркнул уфимский бизнес-шериф (посредник между предпринимателями и муниципалитетом. - Прим. ред.).

    В Уфе выдано более 2000 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. На всех видеофасадах и видеоэкранах транслируется социальная реклама, адаптированная под региональную специфику и привязанная к конкретным событиям.

    - Рекламные агентства четко реагируют на такие запросы. Особенно когда приезжают участники различных форумов - по всему маршруту передвижения их сопровождает социальная реклама. Вопросы внешнего оформления территории регулирует специальная комиссия. То, что муниципальные власти не смогут участвовать в составлении и утверждении схем размещения рекламных конструкций, скажется на внешнем облике города и уничтожит комфортную среду, которая формируется уже 10 лет, - сообщил Дамир Галиуллин.

    Член Общественной палаты России, исполнительный директор Ассоциации организации предпринимательства Ирина Абрамова сообщила, что комиссия по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты России в ближайшее время проведет общественную экспертизу законопроекта и рассмотрит поступившие предложения.

    - Я вижу и плюсы, которые принесет этот законопроект, но нужно нивелировать минусы. Среди них главный - выпадающие доходы местных бюджетов, - резюмировала она.

    Мнение

    Сергей Концевич, директор рекламной компании:

    - У нас на каждом электронном щите, экране установлены камеры, есть двухуровневая защита удаленного доступа. Даже если кому-то удастся все взломать и разместить недостоверную информацию, можем удаленно отключить электроснабжение. Информационная безопасность тоже жестко зарегулирована. Каждый рекламный материал, поступающий в рекламное агентство для размещения, проходит проверку. Штрафы за нарушение - до 1 млн рублей. Что же до финансовой безопасности, то все участники рынка - субъекты малого и среднего предпринимательства. В Башкортостане это исключительно местные компании. Союз операторов наружной рекламы России считает, что необходимо разработать российское программное обеспечение, причем серверы должны находиться на территории России и иметь надежную защиту от хакерских атак. Хранить на них контент не менее трех лет.

    Поделиться