Эксперты: Мастерам народных промыслов недостает современных навыков

Правительство России направило дополнительно 500 миллионов рублей на поддержку предприятий народных художественных промыслов. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. А немного раньше президент подписал указ об установлении Дня народных промыслов, который будут отмечать в предпоследнее воскресенье июня.
Мастерам важно передать свои знания ученикам.
Мастерам важно передать свои знания ученикам. / Алексей Стригин/РГ

Корреспондент "РГ" обратился к экспертам с целью выяснить, а как сейчас обстоят дела в отрасли и какой именно поддержки ждут мастера, когда окончится 2022-й - официальный Год народных промыслов?

Согласно исследованию ВШЭ, проведенному в прошлом году, объем ремесленного сектора в мире оценивается от 400 до 700 миллиардов долларов. Сегмент декоративно-прикладного искусства, куда входят народно-художественные промыслы (НХП) - в 40 миллиардов. В ковидные годы отрасль значительно пострадала - аналитики оценивают потери в 50 процентов оборота. И несмотря на то, что НХП в нашей стране остались в стороне от мировых тенденций (в 2020 году она просела "всего" на 20 процентов до 6,7 миллиарда рублей), аналитики говорят об определенном застое в ней. Причины очевидны - сокращение турпотока и снижение доходов населения. Помимо снижения спроса, деструктивными оказываются и внутренние факторы, тормозящие развитие, - устаревшее оборудование, разобщенность мастеров, а значит, и логистики, упрощение традиционных технологий. В 2019 году, по подсчетам ассоциации "Народные художественные промыслы России", более 60 процентов производителей НХП были убыточными или низкорентабельными.

Чтобы как-то поддержать мастеров, еще в 2021 году отрасль была признана одной из наиболее пострадавших от ковида и смогла получить поддержку от государства в размере 500 миллионов рублей, в первой половине 2022 года уже было направлено 600 миллионов рублей, сейчас 500 миллионов. Однако, полагают эксперты, одних только денег мало, нужна помощь и в продвижении.

- Условия для этого сейчас подходящие - усилился поток внутреннего туризма и интерес к российской культуре. Товары народных промыслов органично вписываются в концепцию сувениров из поездки, эстетику ретростиля в интерьере и гардеробе. Остается только найти им свою целевую аудиторию при грамотном подборе каналов коммуникации, - поясняет Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner.

Сами же мастера уверяют, что проблема гораздо глубже - создавать и продавать должны разные люди.

- Ремесленники не обучаются, они творцы, и им необходимы продюсеры или стратегические менеджеры. Кто найдет каналы сбыта продукта, выведет их на новый уровень. Но, к сожалению, не все это понимают и просто занимаются ремеслом для того, чтобы выжить, а не получить прибыль - сетует Елена Мальцева из "Кузнечного домика Мальцевых".

Тут и возникает главное противоречие профессии - либо быть ближе к корням, к региону, где зародился тот или иной вид народного творчества, либо отправиться ближе к основным рынкам сбыта, в столицы, где проживает основное платежеспособное население. Обратного движения не происходит - мастера из больших городов не едут в малые, добавляет Мальцева и поясняет: выживать мастерам помогает кооперация, хотя бы - для совместной закупки материалов.

Другой вопрос - как сделать изделия НХП соответствующими запросам современных покупателей? Ведь одно дело, когда условное коромысло сделано по уникальной технологии, которая не менялась несколько сотен лет, другое дело - как это коромысло использовать.

Мастерам фактически нужно освоить навыки рыночной акробатики — как не потерять лицо и вписать свою продукцию в современный быт

- Основная проблема народных промыслов в продвижении, по моим наблюдениям, это отсутствие современного дизайна, гибкости авторов, нежелание адаптироваться к спросу покупателей, дороговизна за устаревший дизайн и невозможность использования в быту, - поясняет Марина Кокорина, основатель женского делового сообщества "Леди-Бизнес. Чехов". - Современные покупатели стараются сейчас покупать вещи практичные, недорогие, которые не требуют специального ухода.

Мастерам (или их маркетологам) фактически нужно освоить навыки рыночной акробатики - как не потерять лицо и не слишком упростить технологию и вписать свою продукцию в современный быт. Соломоновым решением здесь было бы сотрудничество мастеров НХП с современными компаниями. Такие примеры на российском рынке уже есть.

В этом деле, уверяют эксперты, помогли бы школы народных промыслов, с помощью которых можно не только передавать секреты профессии, но обучать продаже результатов своего труда. Причем открывать такие учебные заведения можно было бы не только в больших городах, а наоборот - именно в столицах "народных промыслов". Впрочем, нельзя сказать, что такая работа не идет, - еще в 2017 году Минпромторгом РФ был инициирован проект, направленный на поддержку городов и сельских территорий, которые являются хранителями производственных и культурных традиций через развитие кластеров креативных индустрий на основе НХП. В сущности, поясняется в исследовании ВШЭ, "федеральный проект ТЕТРА представляет собой комплексный механизм поддержки населенных пунктов с численностью менее 100 тысяч человек, в которых развиваются традиционные НХП".

Мнение

Таира Фогельсон, культуролог:

- Основная проблема продвижения народных промыслов состоит в отсутствии их адаптации на потребительском рынке. Многие товары народных промыслов не знакомы потребителю вне территории, где осуществляется их создание или производство. Недостаточно проработана концепция культурного наследия, а ведь народные промыслы - это нематериальные ценности, которые со временем будут иметь внушительную стоимость. России нужны новые культурные бренды, настолько успешные, как это удалось оренбургским пуховым платкам или гжели. В этом могут помочь индустрия моды при создании коллекций одежды с элементами народного творчества, музеи - при продвижении истории русской повседневности, индустрия туризма - при создании этнотерриторий с элементами народных промыслов, а также промышленности - при создании потребительских товаров, несущих ценности культуры народов России.

Кстати

В 2012 году создатели дизайнерского бюро Company в Финляндии запустили собственный проект Secrets of Russia, посвященный русским народным промыслам. Дизайнеры учились у старых мастеров, а затем создавали дизайн собственных изделий на основе полученного и тут же запускали их в производство. Цены на их изделия были от 15 до 600 евро, но они не остановили покупателей, которые раскупили их все.