...Высокие пилоны нового перехода через реку Шексну видны издалека. Особенно впечатляющая панорама открывается со стороны Архангельской улицы, давшей название переходу. Его футуристичные конструкции создают ощущение, что широкая современная дорога ведет не просто на другой берег, а куда-то в будущее. И это действительно так: в течение десяти лет за Шексной планируется построить полтора миллиона квадратных метров жилья - целый новый город.
Вантовый Архангельский мост уникален по своим техническим параметрам, отмечают специалисты. Он стал первым в России сооружением, на котором пилоны в форме буквы Н соединяются стальными тросами с дорожным полотном параллельно друг другу. Тросы напоминают струны, а вся конструкция - арфу. Это также самый протяженный мост на Вологодчине: длина шестиполосного перехода составляет 1,132 километра, а вместе с подъездами - 8,877 километра. За сутки по нему смогут проезжать до пяти тысяч машин.
Но главный рекорд нового моста - это сроки его строительства.
- Широкий, протяженный, благоустроенный переход через Шексну построен с опережением планов, - отметил глава государства, поблагодарив строителей. Они возвели сложнейший объект за тысячу дней - менее чем за три года. Первую из 967 свай под опоры моста погрузили в 2019 году. Все сооружение планировалось ввести в эксплуатацию только в 2025-м, но автомобили по нему мчат уже сегодня.
- Мы его построили! - губернатор Олег Кувшинников не скрывал радости, когда вместе с высокими гостями подходил к мостостроителям перед началом церемонии открытия. Кстати, на объекте в Череповце трудились те же специалисты, что возвели другую знаковую переправу - Крымский мост.
Если вести отсчет не от начала строительства, а от самого замысла, то история Архангельского моста насчитывает не одно десятилетие:
- Его открытия ждали многие поколения жителей нашего города металлургов и химиков, - подчеркнул губернатор Вологодской области, обращаясь к президенту РФ. - Еще в далеком 1968 году первое упоминание о строительстве главного моста появилось в генеральном плане развития Череповца. Но ни в советские, ни в постсоветские времена реализовать этот проект не удавалось. В 2014 году я обратился к вам с просьбой поддержать строительство нового мостового сооружения, которое так необходимо городу для его дальнейшего развития. Вы это решение поддержали, и началась кропотливая работа.
Содействие в строительстве моста также оказали Министерство транспорта РФ и Росавтодор. Из федерального бюджета на важный череповецкий объект было направлено 18,9 миллиарда рублей, еще более 500 миллионов выделил регион.
Раньше весь трафик через Шексну приходился на Октябрьский мост, который более 40 лет назад стал первым вантовым мостовым сооружением в СССР. Однако в новом веке он уже не справлялся с нагрузкой и к тому же требовал капитального ремонта. По словам Олега Кувшинникова, Зашекснинский район города с одним мостом просто задыхался от возрастающего потока транспорта. Любая авария на переходе через Шексну фактически парализовала Череповец.
При этом город с населением свыше 300 тысяч человек сейчас растет и строится именно на левом берегу реки. В Зашекснинском районе проживают уже порядка 55 тысяч человек. Многие из них работают в других частях города, на крупнейших предприятиях. До сих пор на дорогу до работы только в одну сторону у них уходило по целому часу. С появлением новой переправы это время сократилось до 15-20 минут.
Архангельский мост - это не только сам переход через реку. Любое подобное сооружение требует обустройства подходов к нему, въездов, всей сопутствующей инфраструктуры. Еще несколько лет назад в конце Архангельской улицы и на другом берегу Шексны не было абсолютно ничего. Теперь там протянулись километры современных дорог.
В створе Архангельской улицы построили въезд на новый переход и обустроили фотозону с арт-объектом, изображающим построенный мост. Кстати, горожане считают, что он вполне может стать новым символом Череповца. А на другом берегу реки, со стороны трассы на Пошехонье, Рыбинск и Ярославль, протянули целых семь километров современного Южного шоссе с участками в четыре и шесть полос.
Но и это еще не все: чтобы связать жилые кварталы города с новыми трассой и мостом, понадобилось продлить и расширить Шекснинский проспект от Рыбинской улицы до Южного шоссе. Получилось еще полтора километра качественного дорожного полотна. Логично, что этот участок ввели в эксплуатацию одновременно с открытием мостового перехода.
Новый объект принесет пользу не только городу и региону.
"Архангельский мост послужит развитию всей череповецкой агломерации, ее новых районов, станет важнейшим звеном в системе транспортного сообщения Северо-Запада страны с другими регионами России", - сказал перед открытием перехода Владимир Путин.
- Мы сформировали большое транспортное кольцо, соединив все четыре крупнейших района города единым сообщением. Кроме того, мы вывели транзит, который проходил по центру Череповца, соединяя две федеральные трассы: Вологда - Санкт-Петербург и Вологда - Москва. Теперь большой поток транзитного и грузового транспорта пойдет по новому мосту. В результате расстояние от Череповца до Москвы сократится на 132 километра. Новая транспортная артерия пройдет через Череповец на Сергиев Посад и на Москву. Тем самым мы создаем инфраструктурный каркас страны на Северо- Западе и в центре России, - пояснил Олег Кувшинников.
Что касается перспектив Зашекснинского района города, то на его территории в новом утвержденном генплане Череповца уже выделено 15 тысяч гектаров новых земельных участков под 1,5 миллиона квадратных метров жилья. Помимо жилых домов, будут построены различные социальные объекты, которых району давно не хватает: три школы, восемь детских садов, взрослая и детская поликлиники. Появятся школа искусств, театр и филармония, сообщил мэр Череповца Вадим Германов. Будут обустроены детские и спортивные площадки, зоны отдыха, набережная... Звучит фантастически? Новый мост тоже когда-то казался фантастикой.
Открытие красивого и современного перехода через Шексну стало настоящим праздником для всего Череповца. Горожане с самого начала поддерживали идею строительства моста и как могли помогали в ее реализации. Название для него - Архангельский - выбрали сами череповчане.
Кстати, стройке оказал содействие и градообразующий бизнес: компания "Северсталь" поставила порядка девяти тысяч тонн металлопроката для моста.
К его открытию прямо на Архангельской улице установили большую сцену. В долгожданный день тысячи череповчан пришли на праздничный концерт с участием лучших творческих коллективов Вологодчины и всероссийских звезд. Горожан поздравили народный артист России Дмитрий Харатьян, группы "Чайф" и "Дискотека Авария", Niletto и другие исполнители. Затем в вечернее небо поднялись 400 светящихся дронов, которые изобразили новый мост и другие достопримечательности Череповца. Праздник по традиции увенчался фейерверком.
В этот вечер горожане смогли вдоволь нагуляться по дорожному полотну моста, любуясь на его подсветку. К слову, монохромный вариант освещения тоже выбирали сами череповчане. А на следующее утро массовый автопробег открыл регулярное движение транспорта по новому мосту.
Тем временем строительство в регионе продолжается. В областном центре строят сразу два моста - Некрасовский и в створе Флотского переулка. С их появлением в Вологде тоже будет создано удобное для всех транспортное кольцо.
Игорь Левитин, помощник президента РФ, секретарь Государственного совета РФ:
- В 2007 году мы впервые обсуждали строительство моста в Череповце, но на тот момент реализация проекта была невозможна. Тем не менее мы внесли его в программу развития транспортной системы на 2010-2020 годы. Президент РФ также поддержал возведение нового мостового сооружения. Это не просто городской мост, он имеет огромное значение для транспортного сообщения страны.
Виталий Савельев, министр транспорта РФ:
- Строительство крупнейших мостостроительных проектов успешно продолжает развиваться в нашей стране. Каждый мост - это уникальное инженерное сооружение, и Архангельский - не исключение. Это один из крупнейших вантовых мостов в России. Длина его вантового перехода составляет 220 метров.