Поделиться

    В развитие Северного морского пути вложат 1,8 триллиона рублей

    Председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил план развития Северного морского пути до 2035 года. Финансирование плана составит около 1,8 триллиона рублей.
    Одним из последних "приобретений" ледового флота стало судно проекта 22220 "Сибирь".
    Одним из последних "приобретений" ледового флота стало судно проекта 22220 "Сибирь". / Павел Львов/РИА Новости

    Документ включает в себя около 150 мероприятий. В частности, это развитие транспортных узлов в Мурманске и Архангельске, строительство баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон. Также в рамках плана будут построены терминал сжиженного природного газа и газового конденсата "Утренний", нефтеналивного терминала "Бухта Север", созданы морские перегрузочные комплексы сжиженного природного газа в Камчатском крае на Кольском полуострове.

    Также в эти 150 мероприятий включено строительство морского терминала, предназначенного для обслуживания инфраструктуры по разработке Павловского свинцово-цинкового месторождения на архипелаге Новая Земля. Построить терминал предполагается в 2025-2026 годах, стоимость проекта - 3,8 миллиарда рублей, из которых 1,8 миллиарда - средства частных инвесторов.

    Отдельный раздел плана посвящен созданию судов ледокольного флота, в том числе головного ледокола проекта "Лидер", развитию арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей.

    Уделено внимание и безопасности мореплавания в Арктике. Для этого предполагается построить аварийно-спасательный флот из 46 судов, оснастить арктические комплексные аварийно-спасательные центры МЧС вертолетами. Также будет создана арктическая спутниковая группировка, от которой зависят гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства и оценка изменений климата в высоких широтах. На разработку космических аппаратов для безопасной навигации на СМП предполагается направить свыше 150 миллиардов рублей. К 2030 году на орбиту должны быть выведены шесть радиолокационных спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ): два "Обзор-Р" и четыре "Кондор-ФКА". Значение этих спутников огромно: оперативные радиолокационные данные о состоянии и движении ледовых полей могут позволить ледоколам сокращать время пути в полтора-два раза. Раньше эту информацию приходилось приобретать за рубежом за немалые деньги: свежая карта ДЗЗ в Арктике стоила от восьми до десяти тысяч долларов.

    Один из ключевых вопросов развития СМП - создание новых и развитие существующих судоремонтных мощностей, поскольку численность судов, работающих в арктических морях, возрастет в несколько раз, подчеркнул замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов. По его словам, решить эту задачу помогут арктические преференции. В частности, вместо 30 процентов страховых взносов резиденты Арктической зоны выплачивают 7,5 процента. Однако в дополнение к имеющимся льготам для судоремонтных предприятий необходимо предусмотреть обнуление НДС. Это позволит судовладельцам получать 20 процентов выгоды при ремонте в России по сравнению, например, с норвежскими верфями.

    В эпоху глобальных экономических потрясений гибкий подход в планировании вполне оправдан

    Итогом триллионных вложений станет взрывной рост грузопотока: в 2024 году он должен составить 80 миллионов тонн, в 2030 году - 150 миллионов тонн, а к 2035 году достигнуть 220 миллионов тонн. Впрочем, в приложении к плану отмечается, что прогнозируемый объем грузопотока должен быть уточнен по итогам выполнения позиции плана, которая звучит как "Заключение соглашения, направленного на установление взаимных обязательств, касающихся объема ежегодного грузопотока". Доклад по этому пункту предполагается направить в кабмин до 1 октября 2022 года.

    Эксперты отмечают, что работы над стратегическими документами по развитию Арктики и Северного морского пути предстоит еще немало. Например, в утвержденной в октябре 2020 года стратегии развития Арктической зоны на период до 2035 года предусматриваются реконструкция морского порта Нарьян-Мар и создание глубоководного морского порта Индига. Но в плане развития Севморпути этих пунктов нет. Впрочем, объяснением может служить двухлетний период, разделяющий эти документы. За эти два года изменилось многое, в том числе те проекты, которые предусматривали работу этих двух портов. В эпоху глобальных экономических потрясений гибкий подход в планировании такой масштабной работы, как развитие Арктики, вполне оправдан.