Грузы с железной дороги перенаправят на Северный морской путь

Для эффективного использования Северного морского пути (СМП) ставку нужно делать не только на перевозку СПГ, угля, газа и нефти, но и на несырьевую продукцию. В этом случае, задействуя речной транспорт, можно разгрузить железную дорогу. Об этом "Российской газете" рассказали эксперты.
Владимир Песня/РИА Новости

Ранее вице-премьер Юрий Трутнев сообщил, что потребность в БАМе и Транссибе возрастает, но их мощностей по перевозке грузов уже в 2022 году недостаточно. Поэтому за год ущерб экономике может составить 1,5 трлн рублей.

Санкции затронули арктические нефтегазовые проекты, которые должны были обеспечить значительную часть загрузки СМП, но значительных переносов сроков реализации проектов в рамках СМП сейчас не планируется, считает директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков. "Однако в перспективе встанет вопрос новой технологической базы, и здесь может возникнуть множество неприятных сюрпризов. Но на краткосрочные планы данная проблема имеет очень ограниченное влияние", - заявил Кабаков.

Если смотреть на федеральный проект, то развитие Севморпути в основном связано с достижением объема перевозки в 80 млн тонн за счет уже существующих проектов углеводородной энергетики, то есть СПГ, угля, газа, нефти.

Раньше были сомнения, что другие грузы могут обеспечить эффект в краткосрочной перспективе, считает директор высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Лев Левит. "Это относится, например, к проектам контейнерных перевозок по Севморпути, в том числе транзитных, к организации регулярных каботажных перевозок, перенаправления железнодорожных грузов на Севморпуть", - говорит он. В сложившейся ситуации реализация таких проектов особенно важна, поэтому необходимо развивать морскую и речную портовую инфраструктуру.

Ранее исследования показывали, что СМП - уникальная возможность для экспорта продукции на рынки Индии, Китая и Южной Кореи, считает директор проектно-консалтингового центра информационно-экономического моделирования Института строительства и жилищно-коммунального хозяйства ГАСИС НИУ ВШЭ Станислав Чуй. "Если грузы поднимать вверх по рекам Лена, Енисей, Обь, Ока, то можно выходить на морские коммуникации, и там нормально перевозить грузы. Нам не надо строить дороги, мосты", - замечает Чуй.

По его словам, при такой схеме возникают дополнительные требования к портам, ведь они будут не только принимать уголь или нефть. Порты в таком случае должны брать на себя функцию переборщиков грузов, которые будут приходить по рекам. "Да, реки сезонные, но есть технические возможности судов, которые могут в ледовое время перевозить достаточно успешно определенное количество грузов. Также такой вариант развития Северного морского пути может разгрузить железную дорогу", - говорит Чуй.

Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Светлана Задера

Грузопроходимость по железной дороге оценивается в 100 -130 млн тонн грузов в год. В расширение магистрали планируется вложить несколько триллионов рублей. По СМП одно судно перевозит 3-5 тысяч тонн контейнеров. Если построить такие суда, то дорогу строить не надо, поясняет эксперт. Судно всегда эксплуатируется от 20 до 40 лет. Перевозки морем в разы дешевле, чем железная дорога, поясняет Чуй. Доставка груза из Мурманска в Китай по СМП без остановок займет 15-20 дней, железная дорога доставит этот груз за 12 дней. "По времени разница в несколько дней, а разница в цене в несколько раз. Экономика морем более выгодная", - заключил эксперт.