Андрей Кончаловский в интервью "РГ": Американская мечта пришла к своему логическому концу

20 августа режиссеру Андрею Кончаловскому исполняется 85 лет. Накануне юбилея "РГ" поговорила с мэтром. Речь шла и о новом проекте о Рахманинове, о русской ментальности и американской мечте.

Есть понятие "американская мечта": self made man, добившийся успеха талантом, предприимчивостью, смекалкой, трудолюбием. Такие судьбы вкупе создали Америку. Существует ли русская мечта? В чем она сегодня?

Андрей Кончаловский: Американская мечта пришла к своему логическому концу. Но не забудем, что она - результат идеологии протестантизма и рабовладения. Соединение этих двух феноменов - ментальности и социальной структуры - и создало замечательную страну, которая прекрасно жила во времена Второй мировой, создала гигантскую индустрию, построенную на том, что другая часть мира воевала и погибала. Что касается русской мечты, то она с точки зрения успеха непрактична. Для русского сознания идеал - не личный успех, а справедливость. И это пришло с далеких горизонтов истории. Я убежден, что в России нет буржуазии. С термином "буржуазия" мы часто связываем солидный капитал, потребительскую корзину. Но это не так. Что такое буржуа? Человек, получивший экономическую независимость, добивается независимости политической. А в России все богатые люди и до революции, и сейчас зависели только от власти - см. "Ревизор" Гоголя. Потому, что не было рынка, как в Европе. А рынка не было потому, что не было свободного совокупного дополнительного продукта. А совокупный продукт возникает там, где климат дает возможность снимать урожай в пять зерен на одно посаженное, это в народе называется "сам-5", а у нас урожай сам-3: один в рот, другой в землю, третий князь отнимет.

Полную версию интервью с Андреем Кончаловским читайте в ближайших номерах "РГ".