17.08.2022 03:40
Поделиться

В Киргизии внедрят новый госстандарт школьного образования


Теперь учебное заведение самостоятельно будет выбирать направление образования с учетом своих возможностей.
Теперь учебное заведение самостоятельно будет выбирать направление образования с учетом своих возможностей. / Темир Сыдыкбеков

Тема внедрения нового государственного стандарта (ГС) школьного образования в республике станет главной на традиционном совещании директоров средних учебных заведений страны. Встреча пройдет в конце августа 2022-го.

Диктант времени

Киргизия уже в 2022 году получит новые правила обучения учащихся средних общеобразовательных учреждений. Для их подготовки министерство образования и науки КР образовало рабочую группу, участникам которой поручили изучить действующие нормативы и изменить их согласно современным требованиям.

Разработчики документа уверяют, что с осени в школах страны все будет по-другому. Главное - станет точно известно, какой минимум знаний должен освоить ученик и как ему применять их в жизни.

- Государственный стандарт школьного образования - это нормы и требования, определяющие содержание образовательных программ, объем учебной нагрузки и уровень подготовки школьников на разных этапах обучения, - объясняет вице-президент Киргизской академии образования (КАО) Токтобубу Ашимбаева. - В республике действует закон, согласно которому устанавливаются государственные стандарты для всех уровней образования, школьного в том числе.

- Эти стандарты должны обновляться каждые пять лет, но у нас произошла небольшая задержка - последний раз их обновляли в 2014 году, - продолжает она. - За прошедшие восемь лет в стандарты, конечно, вносили какие-то изменения, но пришло время их основательного пересмотра. Президент страны подписал указ о духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности. С учетом мер, изложенных в этом документе, в новом госстандарте больше внимания уделяется условиям для физического, психического и социального развития детей. Одна из наших целей - создать максимально благоприятную основу для выявления и взращивания творческих способностей каждого школьника.

По словам Токтобубу Ашимбаевой, новый ГС будет отличаться от прежнего в первую очередь тем, что он будет более конкретен к школьным предметам. То есть станет понятно, какие знания получит ребенок, изучая ту или иную дисциплину. Упор, по данным КАО, сделан на применении детьми полученных теоретических знаний на практике. Это, как считают специалисты, даст возможность им работать больше самостоятельно, что позволит сделать систему образования страны прозрачной.

Впервые в стандарты включили такие понятия, как инклюзивное образование, "зеленые навыки", безопасная и развивающая среда обучения, цифровая и медиаинформационная грамотность и другие. Новый госстандарт в течение года будут тестировать учителя. Это позволит узнать о плюсах и минусах новых правил, а также подтвердить или опровергнуть необходимость их введения. Преподаватели будут готовить рекомендации для корректировки ГС, если выяснится, что таковые нужны.

Физики без лирики

Кроме уже перечисленных нововведений в школах начнут внедрять систему выбора предметов. Как объяснили в КАО, нечто подобное уже применяли в начале двухтысячных годов. В школах-гимназиях страны открывали так называемые профильные классы. Детям давали возможность выбрать либо гуманитарное направление обучения, либо связанное с точными науками. Правда, это были скорее факультативные занятия. Изучение же базовых школьных предметов оставалось обязательным.

Теперь учебное заведение самостоятельно будет выбирать направление образования с учетом своих возможностей. Для этого в начале учебного года руководство школ проведет опрос среди родителей и детей, в ходе которого станет понятно, как лучше работать и какие для этого необходимы уроки.

- Главный принцип - возможность выбирать, какие предметы учащиеся будут изучать на минимальном уровне, а какие - основательно, - рассказывает Токтобубу Ашимбаева. - Если, к примеру, старшеклассник уже определился с выбором будущей профессии, то ему полезнее изучать углубленно то, что касается выбранной специальности. Например, будущим финансистам или экономистам потребуется больше часов по точным наукам и информатике. Если же у ученика сильнее развиты творческие наклонности, то какой смысл в решении им задач по математике? Ему достаточно лишь базовых знаний этого предмета.

Чего не знает мама

Многие родители школьников страны тем временем внедрение нового госстандарта восприняли настороженно. Причина в нехватке информации и отсутствии возможности высказать свое мнение.

- Мне пока сложно судить о новом госстандарте, но по этому поводу есть определенные сомнения, - делится своим мнением с корреспондентом "РГ" мама семиклассника Наиля Амираева. - Информации об этой теме мало. Говорят, проводили какие-то общественные обсуждения, но я не слышала, чтобы в них принимали участие родители школьников. Мы обращались к руководству школы, но директор только развел руками и сказал, что сам пока толком не разобрался. Я боюсь, что может стать хуже. Последние годы нагрузка в школах ужасная. Задачи такие, что даже мы с мужем, имея высшее математическое образование, порой не можем толком разобраться. У сына практически нет времени на занятия в спортивной секции.

Есть вопросы к новому госстандарту и у преподавателей. В частности из-за внедрения в школах предметов по выбору педагогам придется самим пополнять свой уровень знаний и в корне менять систему изучения предметов. Нововведения, напомним, требуют более углубленного изучения дисциплин. В базисном плане, по которому работает большинство киргизстанских школ, это пока не предусмотрено. Поэтому необходимо разрабатывать новые рекомендации по ведению уроков и методические пособия. Об этом в том числе и пойдет речь на традиционном августовском совещании директоров республиканских школ.

Кстати

Прежний госстандарт среднего общего образования КР был утвержден в 2014 году. По официальным данным, важность документа заключалась в "переориентации системы образования от передачи учащимся фактологического материала к компетентностному подходу, который направлен на формирование у учащихся возможности использовать полученные знания, навыки, опыт ценностей отношений в личностных, профессиональных и общественно значимых ситуациях".

Государственный стандарт образования от 2014 года вводился в действие поэтапно, в соответствии с планом мероприятий по поэтапному внедрению стандартов нового поколения в систему школьного образования. Средства на издание необходимых учебно-методических комплексов выделили международные финансовые доноры.