Музыкант Валерий Дидюля: Становлюсь толстокожим, балансируя между внешним и внутренним мирами

Валерий Дидюля: Самую первую гитару купила мама, когда мне исполнилось пять лет. / Фото с сайта didula.com
Валерий Дидюля: Самую первую гитару купила мама, когда мне исполнилось пять лет. / Фото с сайта didula.com
Валерий Дидюля дал сольный концерт на "Славянском базаре в Витебске". Последний раз он стоял на витебской сцене 22 года назад. После выступления журналисты забросали маэстро вопросами.

В 30 лет Валерий сел на старенький отцовский "запорожец" и поехал покорять Москву. Играл на Арбате. Благодаря знакомству с российским бизнесменом создал звукозаписывающую студию. Долго обивал пороги продюсерских офисов. Сегодня его композиции стали хитами. ДиДюЛя исполнил роль гитариста в фильме Андрея Кончаловского "Дом дураков". За звуковую дорожку в фильме "Кочегар" Алексея Балабанова удостоен премии "Ника". Его группа "ДиДюЛя" одна из самых востребованных: в ежегодной афише до 120 концертов.

ДиДюЛя - это фамилия или псевдоним?

Дидюля: Фамилия, ставшая псевдонимом. Она - музыкальная, в ней есть нота "ля".

Вы же родом из Гродно?

Дидюля: Я родился в Гродно. О нем только теплые воспоминания. Беларусь - край добрых людей. Я люблю свою родину.

С чего все началось?

Дидюля: С семьи. Мама любила музыку и ставила пластинки со сказками, которые сопровождались качественными мелодиями. Первую гитару купила мама, когда мне было пять лет. Мама следила за мной цепко и увидела, к чему я тянулся. Интерес к инструменту был необычайный - во дворе постоянно кто-то бренчал на гитаре. С первой гитарой пришли первые эксперименты со звуком. Пошел на курсы гитаристов.

Вы же не заканчивали даже музыкальной школы?

Дидюля: Не заканчивал, но и Владимир Семенович Высоцкий играл на расстроенной гитаре. В школьные годы занимался с преподавателем на гитарных курсах: изучал аккорды, приемы игры. В Гродно была аура игры на классической гитаре. Тогда же начал выступать в вокально-инструментальном ансамбле "Алые зори".

Однако ансамбль распался.

Дидюля: Тогда я пошел в другой - "Белые Росы". Это был тогда очень авторитетный коллектив в Гродно, имевший гастрольный успех. Игралась, пелась и танцевалась разная музыка, собирали по деревням фольклор. Фольклор - фундамент культуры. Из фолка выросла моя музыка. С "Белыми Росами" я побывал в Испании, Италии, Польше, Швейцарии, Франции, Германии... В Испании произошло мое знакомство с фламенко, с испанской народной традицией.

Как на ваше творчество повлияло фламенко?

Дидюля: Я был поражен господством ритма, импровизационностью, свободой, которые присущи испанской музыке. Это меня впечатлило до такой степени, что я решил: это именно то направление, которое мне нужно. По-своему переосмыслил это музыкальное направление и нашел в нем свои интонации и свой музыкальный язык. Шаг за шагом стали появляться пластинки.

Как попали на "Славянский базар в Витебске"?

Дидюля: Путь музыканта - путь воина, а доброе слово дает крылья. На белорусском телевидении проводился конкурс, куда приглашались молодые исполнители разных жанров. Я стал его участником. После отборочного тура открывались большие перспективы. По следам телеконкурса на фестивале "Славянский базар в Витебске" было выступление артистов, участвовавших в нем. Фестиваль дал известность, стимул продолжить занятие инструментальной музыкой под влиянием фольклора.

Валерий Дидюля: С двадцати лет я накапливал идеи, мелодии, аранжировочные ходы, как говорится, созревал... Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Кумиров мне заменяют люди, книги, природа... И конечно же, сильно подпитывает белорусский и русский фольклор

Вы же еще и музыку пишете?

Дидюля: С двадцати лет я накапливал идеи, мелодии, аранжировочные ходы, как говорится, созревал. К тридцати годам собралось настолько много идей, что они уже не укладывались в моей голове. Захотелось поделиться.

А кумиры есть?

Дидюля: Вместо них - люди, книги, природа, ситуации, музыка. Белорусский и русский фольклор сильно подпитывают. Слежу за молодыми исполнителями.

Могли бы сыграть с незвездой?

Дидюля: Да, если музыка его "переворачивает" душу, от игры которой останавливается сердце.

Что для вас такое музыка?

Дидюля: Я не играю музыку, я ей выражаю эмоции.

Вы подавали заявку на участие в "Евровидении-2014".

Дидюля: В дуэте с Максом Лоренсом подали заявку от Беларуси: подготовили яркий номер, который удивил жюри и зрителей. Текст к песне сочинил экс-вокалист Rainbow и Deep Purple Джо Линн Тернер. Помимо музыкантов на сцене были танцоры. В хореографию включили элементы сурдоперевода.

Когда пришла мысль о создании своего коллектива?

Дидюля: Это стало необходимостью, ведь только с постоянным составом можно свободно гастролировать и давать концерты. Я начал искать людей, с которыми можно было бы разделить все радости и тяготы жизни "на колесах".

Сколько у вас гитар?

Дидюля: Более 35. На открытии "Славянского базара в Витебске-22" выступал с канадской. Она сформировала мой репертуар. Гитара певучая - не музейный экспонат. Инструменту уже более 20 лет, он сопровождает меня на гастролях, концертах, в студии. Гитара сформировала свой тембр и звук. Гитар очень много, и это не музейные экспонаты - они активно используются. Я их дарю другим музыкантам. На своем ютуб-канале рассказываю о гитарах. Люблю приходить в музыкальный магазин, скромненько сесть в уголке, взять какую-нибудь гитару и начать на ней перебирать струны. Если она меня поразит в самое сердце, то я могу ее тут же и приобрести. Прийти в студию и записать на ней только одно произведение, но это будет стоить того. Когда я покупаю гитару, я нежно ее обнимаю.

Гитары из какого дерева вы предпочитаете?

Дилюля: Из клена, ели, сосны, черного дерева. Инструменты - моя страсть. Чаще мне гитары делают на заказ. У меня есть и 18-струнная. Рождение звука от струны - событие.

Даете имена гитарам?

Дидюля: Нет. Каждая гитара живет своей жизнью. Гитара не любит морозы, сухой воздух.

Какой белорусский инструмент вам близок?

Дидюля: Цимбалы. Этот струнный инструмент напоминает арфу. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек. У цимбал магическое звучание.

В ваших произведениях заложена глубокая духовность.

Дидюля: Если не соблюдать духовных законов, можно получить оплеуху.

Как настраиваетесь на концерт?

Дидюля: Концерт - это серьезный ритуал, квинтэссенция того, что делал по миллиметру на пути к сцене. Каждое произведение имеет свою драматургию, свое звучание, каждый инструмент влияет на композиторскую работу. Придает удивительные краски и тембровые оттенки, неизведанные звуки. Это состояние удивительное.

Вы меняетесь с возрастом?

Дидюля: Становлюсь толстокожим, балансируя между внешним и внутренним мирами.

Что хотите сказать жестами во время концерта?

Дидюля: Музыка обладает своей энергией, которая материализуется. Отсутствие слов - это хорошо, можно пофантазировать.

У вас просто космическая музыка.

Дидюля: Красивую музыку нужно делать с легким сердцем.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.