Вы один из трех отцов-основателей фестиваля "Спасская башня". Были сомнения, что что-то не получится, когда задумывался фестиваль?
Сергей Смирнов: Приятно, конечно, попасть в отцы-основатели, но тогда нужно сначала сказать еще о двух людях, стоящих у истоков фестиваля. Валерий Халилов, с которого начинался этот проект, удивительный человек, музыкант, композитор, руководитель Военно-оркестровой службы ВС РФ, гениальный человек, постоянно находящийся в творческих эмпиреях. Я иногда наблюдал за ним, как только образовывалась какая-то даже минутная пауза, он с горящими глазами сам себе начинал дирижировать, не замечая ничего вокруг. В эту самую минуту рождалось новое музыкальное произведение.
Сергей Хлебников, на тот момент комендант Московского Кремля, - это вулкан, генератор идей, которые рождаются буквально с интервалом в 30-40 секунд. И, что очень важно, подчеркну, это не какие-то эфемерные прожекты, а реализуемые идеи, которые превращаются в интересные проекты.
Достаточно сказать, что в бытность Сергея Дмитриевича комендантом Кремля были реконструированы Тайницкий и Александровский сады, возрождена церемония развода пеших и конных караулов на Соборной площади, были реализованы проекты по модернизации звонницы на Спасской башне и созданию подземного Музея археологии Чудова монастыря на территории Московского Кремля и многое, многое другое. Это человек, который не может жить спокойно, вокруг него всегда бурлит и кипит жизнь.
А про себя расскажете?
Сергей Смирнов: В силу того, что я занимаюсь организационными и финансовыми вопросами, я скорее не отец-основатель, а, наверное, рационализатор, который постоянно сдерживал, пытался образумить, достучаться до этих бездонных генераторов идей, чтобы как можно лучше организовать и воплотить в жизнь всё уже задуманное.
Но для меня всегда важно, чтобы люди, с которыми ты общаешься, слышали тебя, и чтобы ты их слышал и, самое главное, - понимал. Вот потому, что собрались люди, которые умели слушать и слышали друг друга, и родилось ощущение того, что фестиваль "Спасская башня" - не какой-то эфемерный проект, а детище, которое мы ведем по жизни уже 15 лет.
Пятнадцать лет для человека - это возраст вступления во взрослость. Подростковый период за плечами, впереди юность. С каким результатами вы вступаете в новую пору? Как вы считаете, удалось ли сделать фестиваль уникальным?
Сергей Смирнов: Прежде всего, оглядываясь назад, нужно сказать, возможно это довольно самонадеянно, но тем не менее: мы гордимся каждым проведенным за эти годы фестивалем. Каждый раз это было заметное событие. Важно, что за все эти 15 лет не было ни одного негативного отзыва ни в прессе, включая иностранные СМИ, ни от зрителей, ни от гостей фестиваля. А ведь к нему прикованы взгляды как минимум половины мира, в том числе наших коллег, которые проводят аналогичные мероприятия за рубежом.
Второй важный момент, который надо упомянуть, говоря об уникальности "Спасской башни", - это высокий профессионализм российских участников. Это что-то, это люди-фейерверк! Например, музыкальный руководитель фестиваля, главный военный дирижер генерал-майор Тимофей Маякин, который принял эстафету от Валерия Халилова. И это большое счастье, что Валерий Михайлович оставил после себя столько учеников, столько воспитанников, которые пропитаны его идеями, которые в свою очередь уже творчески их перерабатывают, продвигают и развивают.
Школа подготовки военных музыкантов в России находится на блестящем уровне, поэтому на другой результат рассчитывать просто невозможно.
Если говорить о зарубежных военных оркестрах, на фестивале всегда присутствовали коллективы с гордой приставкой "президентский", "главный", "центральный", "королевский" и так далее. То есть каждый раз зарубежные оркестры были представлены первой линией военной музыки каждой страны.
И сколько оркестров выступили на Красной площади за 15 лет?
Сергей Смирнов: За 15 лет у нас выступили больше 160 коллективов из 54 стран мира и огромный сплав талантливейших российских оркестров. На главной площади нашей Родины были представлены очень зрелищные и интересные программы разных жанров и направлений, именно это и рождает уникальность нашего фестиваля. Это коллаборация культур, силовых ведомств разных стран.
Важный момент для меня состоит еще в том, что каждый год мы встречаем в аэропорту очередных гостей из разных стран, а по завершении фестиваля провожаем уже близких, родных по духу друзей. И эти дружеские контакты поддерживаются на постоянной основе. Они продолжают интересоваться фестивалем и тем, что у нас происходит - программами, приглашенными гостями, да и просто хотят приезжать на фестиваль в качестве зрителей.
Кроме того, мы превратились еще и в своеобразный генератор идей, которые перенимают наши зарубежные коллеги. Я знаю, что в западном мире прижилось очень много вещей, которые мы впервые показывали у себя.
Очень часто я слышу, мне говорят об этом послы и военные атташе, что зарубежные участники, прежде чем принять участие в "Спасской башне", расспрашивают музыкантов, уже выступавших на фестивале. И по отзывам зарубежных музыкантов у нас безупречная репутация. Для меня это елей на душу, я всегда рад и горд слышать это.
Когда зарождался фестиваль, не было ли сомнений в его успехе в связи с тем, что духовая военная музыка у нас не столь популярна, как хотелось бы?
Сергей Смирнов: Когда мы начинали фестиваль, я часто слышал от Валерия Халилова фразу: "Мы довели военную духовую музыку до того состояния, что у людей в голове есть четкое представление: если за углом играет духовой оркестр - это или похороны, или парад, и ничего больше". Его это крайне возмущало.
Хотя мы все знаем, что раньше духовые оркестры, в бытность Российской империи и Советского Союза, играли в парках и скверах в выходные дни в больших и маленьких городах, выступали перед началом сеанса в кинотеатрах, обязательно с солистом. Но потом, в 90-е, действительно, культура была утеряна. И в ее возрождении, популяризации величайшая заслуга как раз нынешней плеяды дирижеров, музыкантов, руководителей Военно-оркестровой службы ВС РФ.
Могу сказать так: мы регулярно проводим фестиваль "Спасская башня детям", в рамках которого проходит конкурс детских духовых оркестров. И если на заре фестиваля мы с трудом находили три-пять духовых детских оркестров в центральном регионе, где, казалось бы, сосредоточены спонсоры и меценаты, то сегодня собрать на смотр-конкурс 25-30 детских духовых оркестров вообще не проблема. И это всего за прошедшие десять лет.
Наверное, этому способствует и программа "Военные оркестры в парках", которая проходит в рамках фестиваля?
Сергей Смирнов: Да, Москва и Московская область дают нам возможность регулярного проведения концертов в парках и скверах и на открытых знаковых площадках Москвы и области, мы работаем с ними рука об руку. И наши музыканты от достаточно классической-прагматичной программы в первые годы проекта пришли к настоящим шоу духовой музыки всех жанров, начиная с классики военной музыки и заканчивая легкими композициями, джазом и роком. И это исходит от самих коллективов, у них есть потребность развиваться, показывать себя и свою программу с лучшей стороны. Нам приятно видеть, что практически сразу, как только стартовала эта программа, вокруг выступлений оркестров стали собираться любители духовой военной музыки. Это удивительная картина: люди даже приходят одетые в стилистике 1950-х годов и танцуют. И это не пять человек, а 150-200 человек, следующие по паркам и скверам Москвы вслед за оркестрами. В среднем одно выступление военно-оркестрового коллектива посещает более тысячи человек.
Эти факторы дают мне твердую уверенность в том, что духовая музыка и оркестровая культура в целом будут развиваться. Я думаю, наши великие военные музыканты и не такие задачи способны решать. Я уверен в успехе.
В самом названии "духовая музыка" присутствует слово "дух". Последние несколько лет, особенно на фоне пандемии, нужно было быть крепкими духом людьми, чтобы продолжать проводить фестиваль. Как вы считаете, в чем значимость фестиваля именно в эти сложные годы?
Сергей Смирнов: Действительно, это было сложное время. В 2020 году мы вынуждены были провести фестиваль без зрителей, в онлайн-формате, но хочу отметить и подчеркнуть, что ни один иностранный участник не отказался, каждый прислал свое приветствие. Все эти приветствия и выступления мы включили в прямую трансляцию. В 2021 году проводили фестиваль с ковидными ограничениями, в том числе разреженной рассадкой зрителей. В этом году тоже есть определенные сложности.
Например, в начале года у нас было 17 претендентов на участие в фестивале этого года. Был представлен практически весь мир, и у нас, как и всегда, стояла проблема отбора участников, чтобы по длительности фестиваль не превышал разумные пределы. Но сейчас из-за разрушения логистических цепочек музыканты во многих странах мира столкнулись с непреодолимыми сложностями. Например, сейчас привезти коллектив из Дели в Москву огромная проблема.
Тем не менее фестиваль начнется уже через девять дней, в нем примут участие пять зарубежных коллективов. Мы твердо убеждены, что изоляция России, ограничение и запрет российской культуры невозможны. Наш фестиваль это подтверждает. Сам факт его проведения - это совершенно однозначное и довольно громкое заявление о том, что мы есть. Больше того, мы не меняем своих планов, всё развивается так, как мы и хотели, так, как мы планировали.
И программа фестиваля будет такой же - громкой, фееричной, очень музыкальной. И я не сомневаюсь, что зритель получит удовольствие.
Будут ли какие-либо необычные форматы в этом году?
Сергей Смирнов: Да, в этом году действительно мы пробуем новые для себя форматы, они найдут отражение не только на Красной площади. У нас благодаря Министерству обороны Российской Федерации впервые пройдет полноценное дневное представление фестиваля у Главного храма Вооруженных Сил РФ. На Соборной площади ГХВС будет создан зрительский комплекс, декорации, трибуны. Это полностью благотворительная программа, которая будет реализована Минобороны России. Зрителями станут военнослужащие и их семьи. Соорганизатором мероприятия выступает Музейно-храмовый комплекс ВС РФ.
Если кто-то еще не посетил это уникальное место, советую восполнить этот пробел. Это место, где сосредоточена память и гордость нашего народа, где увековечен подвиг советского солдата над фашизмом. Великолепной красоты храм, галерея-музей "Дорога Памяти", протяженностью 1418 шагов, именно столько дней наши доблестные воины сражались, чтобы установить мир. Настоящее место силы, пропитанное историей Великой Победы наших дедов и прадедов.
Какие дальнейшие перспективы у фестиваля? В каком направлении он будет развиваться?
Сергей Смирнов: Здесь достаточно, обернувшись назад, посмотреть на опыт эдинбургского фестиваля, которому сейчас более 70 лет. А нам всего 15. Значит, потенциал развития вне всяких сомнений есть. С моей точки зрения, перспективы "Спасской башни" мы видим в новых музыкальных коллективах, прежде всего, военных. И для этого сегодняшнее руководство Военно-оркестровой службы ВС РФ делает очень много.
Например, на территории фестиваля регулярно проводится смотр-конкурс военных оркестров, организатором которого выступает ВОС ВС РФ. Профессиональное жюри осматривает оркестры, представляющие все виды и рода войск. И первым двум-трем лучшим, с их точки зрения, коллективам предоставляется возможность выступить в основной программе фестиваля "Спасская башня". Стимул? Вне всяких сомнений!
Начал это Валерий Халилов, и сейчас эту практику продолжает наш музыкальный руководитель Тимофей Маякин. За эти пять-семь лет я увидел для себя множество новых, совершенно необычных коллективов. Один из них - оркестр и ансамбль ВДВ. Он примет участие в "Спасской башне" в третий раз подряд. Это что-то! Концертная программа коллектива включает и танцевальные, и вокальные, и музыкальные номера, перетекающие один в другой. Руководит коллективом воспитанник Военного института военных дирижеров МО РФ подполковник Владислав Твёрдых.
Не могу не сказать о суворовцах. Эти ребятишки дают нам твердую уверенность, что у российской военной музыки есть огромные перспективы. Программы, которые готовят с ними начальник Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова Александр Герасимов и дирижер оркестра Михаил Мельник, это каждый раз фейерверк. Наш любимый, эталонный военный коллектив, визитная карточка фестиваля - Центральный военный оркестр - уже законодатель моды на мировом уровне, под него равняются и работают. Руководитель этого коллектива полковник Сергей Дурыгин - это невероятно талантливый человек, кладезь идей, неожиданных музыкальных ходов. Наблюдая за их выступлением, я ловлю себя на том, что я перестаю видеть военно-музыкальный оркестр, а как будто смотрю какое-то шоу мирового уровня с невероятно чистым звуком и виртуозным исполнением самых сложных партий.
Именно в этих талантливых людях, в этих талантливых коллективах и есть перспективы фестиваля. Я уверен, что всё вернется на круги своя, и у фестиваля впереди очень много хороших десятилетий успешной творческой жизни. И нам есть для кого стараться.
Не могу не сказать о зрителях фестиваля - они у нас самые душевные и отзывчивые! Как тепло они принимают программы и участников фестиваля. Наверное, самый трогательный момент каждого фестиваля для меня - это когда заканчивается представление, и все участники выходят под трибуны. Зрители всегда дожидаются, когда скроется последний коллектив, не спешат уходить. В результате зрительский поток и коллективы, уходящие на свои позиции, перемешиваются. Что там творится в этот момент! Примерно 30-40 минут одни не могут уйти, вторые не хотят уходить. Царит дух человеческого братства, нет ничего показного, искусственного, просто квинтэссенция единения людей и невероятной энергии. Причем зрители страшно рады этой возможности, и страшно горды и довольны участники фестиваля, как российские, так и зарубежные.